В.Г. ТУГАНОВ ЗВУКОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНТРАБАСА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Рассматриваются современные звуковые возможности контрабаса, оригинальные приемы и методы звукоизвлечения, звуковые особенности контрабасовых ансамблей и оркестров. <...> Впервые в музыкальной науке выявляются исторические, эстетические и акустические причины усиления роли тембра в развитии контрабасового искусства. <...> Ключевые слова: музыка, контрабас, акустика, звук, тембр, ансамбль, оркестр. современную эпоху контрабас — самый крупный по размерам и самый низкий по звучанию струнный смычковый инструмент — занимает важные позиции на авансцене мирового исполнительского искусства. <...> Исполнительство контрабасистов доказывает, что на этом инструменте сегодня применимы самые неожиданные способы звукоизвлечения, которые были немыслимы прежде: игра за подставкой или за порожком, резкое ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В.Г. ТУГАНОВ. <...> Звуковые возможности контрабаса: история и современность pizzicato с ударами струн о гриф, удары по деке, корпусу, грифу и другие приемы, позволяющие воспроизводить звуки-соноры, глиссандо-соноры, кластеры, шумы и прочие звуковые краски. <...> Их современная палитра чрезвычайно разнообразна и демонстрирует новейшие тенденции в области акустических возможностей этого инструмента. <...> Первым и единственным фундаментальным трудом долгое время оставалась книга немецкого контрабасиста Фридриха Варнеке «Контрабас. <...> Важным вкладом в изучение проблем контрабасового искусства стало появление во второй половине XX века зарубежных периодических изданий, посвященных этому инструменту, таких как журналы Международного общества контрабасистов (США), «Британский международный форум басистов» и «Контрабасист» (Англия), «Оркестр» (Германия) и другие. <...> Первым крупным трудом, опубликованным в России, стал коллективный сборник «Контрабас. <...> Они отражают общие тенденции в современной музыке, со свойственными ей экспериментами в области <...>