Н.Р. САЕНКО ПУСТЫЕ ЗНАКИ И ЗНАЧИМАЯ ПУСТОТА ПОСТСОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Феномен посткультуры интерпретируется в контексте опустошения культурных форм. <...> Анализируется феномен пустоты как пространство перманентного порождения знаков и как симптом умирания культурного организма. <...> Рассматриваются понятие, образы и нехудожественные экспликации пустоты, а также причины их формирования в современной культуре. <...> На первый план в понимании человеком мира и себя выходит концепция неразличимого в себе абсолюта (Нирвана, Дао, Пустота и т. д.) <...> Пустые знаки и значимая пустота постсовременной культуры Ф. Ницше <...> В этом плане нельзя, видимо, уже анализировать «русскую пустоту», поэтому наша задача — рассмотреть феномен пустоты как характеристику культурного кризиса. <...> Даже такое текстуальное пространство как современная российская эстрада изобилует знаками пустоты: «ниоткуда в никуда», «в душной и унылой пустоте» и т. д. <...> Продуктом атрофирования языкового организма, бесспорно, является феномен новояза (прекрасно изображенный Оруэллом в «1984»). <...> Компьютерные квесты, «стрелялки», «стратегии» заместили собой реальные контактные детские и взрослые игры. <...> Таким образом, у современной философии культуры, равно как и у науки о культуре, существуют объективные причины испытывать теоретическую потребность в тематизации фундаментально-онтологических феноменов (таких как случайность, неопределенность, забвение, пустота, ничто, небытие, симуляция, отсутствие и т. п.), занимающих область негатива или отрицания в симметрически постро28 2/2010 енной картине мира. <...> Понятие пустоты как отсутствующего основания становится важным, так как моделью культуры сегодня чаще всего выступает множественность наслоений с пустым центром [6]. <...> Думается, что философ имел в виду процесс постепенного разоблачения культуры второй половины ХХ века, т. е. последовательного обнаружения симулятивного характера знаковых уровней культурного бытия <...>