? М.В. ИВАНОВА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В ЗАПАДНОРУССКОЙ КНИЖНОСТИ XVI—XVII ВВ. <...> Исследуется феномен западнорусской философско-богословской экзегезы XVI—XVII веков в сопоставлении с основными положениями новоевропейской философской герменевтики. <...> Как проявление герменевтической тенденции в западнорусской культуре рассматривается появление гносеологических, логических и методологических идей. <...> Уже со второй половины XVI века в экзегетической литературе (Симон Будный, Стефан Зизаний и позже, с конца XVI века — Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Кирилл Транквиллион-Ставровецкий) применяются методы истолкования Священного Писания, которые имеют выраженное тяготение к герменевтической доминанте с акцентом на гносеологию, логику и методологию. <...> Восточнославянская экзегеза, сформировавшаяся в сфере влияния православной культуры под воздействием западVII Vers.indd 106 Vers.indd 106 ORBIS LITTERARUM 17.02.2010 13:26:06 17.02.2010 13:26:06 М.В. ИВАНОВА. <...> Становление новоевропейской философской герменевтики следует отнести к периоду распространения протестантизма в странах Западной Европы [3, с. <...> Писание изначально доступно для понимания простого верующего, который осуществляет толкование библейского текста, следуя указаниям собственного разума. <...> Несмотря на то что герменевтика имеет исток в экзегезе и риторике [3, с. <...> Сам человеческий дух нуждается в экзегезе [5, с. <...> В гуссерлевской трактовке герменевтики, опирающейся на понятие интенциональности (которая есть «титульное обозначение для единственно действительного и подлинного объяснения, понимания» [6, с. <...> Герменевтика оказывается способом представления и самопредставления ratio, а также исходной предпосылкой возможности всякого научного проекта. <...> Экзегеза, являющаяся формой существования русской религиозной философии, принципиально не знает подобного диктата индивидуального начала. <...> Если герменевтика формировалась в протестантском ареале, то экзегетическую устремленность <...>