УДК 17+791.44.071.1(470+571) ББК 87.8+85.373(2) Т.А. АКИНДИНОВА, Е.Н. УСТЮГОВА О «ФАУСТЕ» АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА И НЕ ТОЛЬКО… Представлен диалог-размышление профессоров эстетики Т.А. Акиндиновой и Е.Н. Устюговой по поводу фундаментальных проблем культуры, поставленных режиссером Александром Сокуровым в его кинотетралогии «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст». <...> К II инотетралогия Александра Сокурова «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст» представляет собой уникальное для истории мирового кинематографа художественное произведение. <...> Не случайно завершающий тетралогию «Фауст» открывается панорамой сражения Александра Македонского с персидским царем Дарием, снятой как бы с небесных вершин — так, как это увидел удивительный художник немецкого Возрождения Альбрехт Альтдорфер. <...> Знаком некоего заключенного в высших сферах пари слетает с неба в небольшой немецкий городок лист белой бумаги, направляя зрителя в лабораторию доктора Фауста и представляя его тем самым объектом спора высших сил. <...> По существу, личность Фауста оказывается ключом к пониманию всей тетралогии Сокурова. <...> В манипуляции этими земными инстинктами Мефистофель проявил незаурядное мастерство. <...> ». Теперь уже Мефистофель пытается напомнить Фаусту о его обязательствах: договор подписан кровью. <...> В фильме Мефистофель побеждает Фауста, пробудив в нем демоническое начало: волей человека мечта должна быть осуществлена, невзирая на жертвы. <...> Взгляд через призму этой картины позволяет по новому увидеть предшествующие части тетралогии — «Молох», «Телец», «Солнце», и становится ясно, что история Фауста не завершена в фильме о нем, она продолжается в предыдущих фильмах и имеет собственную логику развития. <...> Гитлер и Ленин, император Хирохито здесь — художественные образы, и искать буквального совпадения с реальными лицами не более оправдано, чем сличать живописный портрет с фотографией. <...> В это нельзя не поверить, потому что в фильмах Сокурова нет привычных плакатных <...>