Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Обсерватория культуры  / №5 2013

САКРАЛЬНЫЕ МОНУМЕНТЫ С.В. РАХМАНИНОВА (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА) (66,00 руб.)

0   0
Первый авторДемченко
Страниц5
ID447390
АннотацияРассматриваются «Литургия Св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова, составившие кульминацию ренессанса русской духовной музыки конца XIX — начала XX века. Особое внимание уделяется анализу «Всенощного бдения», обращенного к наиболее актуальной для того времени проблеме кризиса идеалов уходящего прошлого и утверждения кардинально иного жизненного уклада
УДК783.2
Демченко, А.И. САКРАЛЬНЫЕ МОНУМЕНТЫ С.В. РАХМАНИНОВА (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА) / А.И. Демченко // Обсерватория культуры .— 2013 .— №5 .— С. 74-78 .— URL: https://rucont.ru/efd/447390 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РАХМАНИНОВА (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА) Рассматриваются «Литургия Св. <...> Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова, составившие кульминацию ренессанса русской духовной музыки конца XIX — начала XX века. <...> Особое внимание уделяется анализу «Всенощного бдения», обращенного к наиболее актуальной для того времени проблеме кризиса идеалов уходящего прошлого и утверждения кардинально иного жизненного уклада. <...> Ключевые слова: Рахманинов С.В., русская духовная музыка начала ХХ века. <...> В ряду произведений Сергея Рахманинова особое место занимают два сакральных монумента — «Литургия» и «Всенощная». <...> Совершенно особое место они заняли и в том художественном направлении конца XIX — начала ХХ века, которое обычно называется ренессансом русской духовной музыки. <...> «Всенощное бдение» (1915), внешне представляя собой второй по счету грандиозный православный ритуал, внутренне, по сути, обращено к самым актуальным, стержневым для начала ХХ столетия проблемам: кризису идеалов уходящего прошлого и властному вторжению новой действительности. <...> Эквивалентом сосредоточенно углубленной и вместе с тем просветленной настроенности становится молитвенность, характер которой точно обозначен в названии одной из лучших частей — «Свете тихий» (№ 4). <...> От православной молитвенности идет особый строй натурально-ладовой гармонии с характерными для нее своеобразием (так, в № 1 взаимодействуют C-ионийский и A-доминантовый) и «плавающей» тоникальностью, то КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ 73 РАЗДЕЛ 5. <...> Смысл его — в насыщении музыки всякого рода жанровыми приметами, в придании звучанию большей четкости, материальности и, в конечном итоге, действенности; иными словами, — в повороте к более земному и даже отчетливо мирскому. <...> Прежде всего, стоит указать на качественные различия внутри самой молитвенности: на смену молитвенности возвышенной, в чем-то рафинированной, приходит молитвенность более ординарная, повседневная <...>