О российских образовательных реформах // Высшее образование для XXI века: VI международная научная конференция (Москва, 19—21 нояб. <...> Векторы исторической эволюции // Общественные науки и современность. <...> Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы. <...> Культура как предмет философского знания // В диапазоне гуманитарного знания. <...> УДК 316.7 ББК 60.5 А.Г. КЛИМОВ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИЙ «ОБЩЕСТВО», «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» И «КУЛЬТУРА» В КАЧЕСТВЕ УНИВЕРСАЛИЙ Исследуется эволюция определения понятий «общество», «цивилизация», «культура» как универсалий, используемых в широком спектре социокультурных исследований. <...> Предлагается определение содержания данных понятий, представляются формы их логической взаимосвязи. <...> Ключевые слова: абстракция, категория, культура, общество, организация, универсалия, цивилизация, религия. структуру предметного поля, а также направление процесса познания в соответствии с решаемыми проблемами. <...> Для социальной философии и социальных наук — социологии, социологии культуры, культурологии—где достоверность получаемого и применяемого знания считается нормативВ 104 6/2012 области гуманитарного знания и социальных наук обобщающие понятия (видовые, родовые, универсальные) выполняют важную роль. <...> В совокупности они составляют область критериев для оценки обоснованности и надежности результатов исследований. <...> Именно поэтому выработка категориального аппарата расценивается здесь как первейшая задача формирования эффективной теоретической базы, а определение ключевых категорий — как необходимое условие выделения и структурирования предметного поля. <...> С точки зрения логики понятия «цивилизация», «общество», «культура» как абстракции в гуманитарном познании последних трех столетий неизменно включались в пространство исследования различных аспектов антропологии, выступавшей осевой линией <...>