Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Обсерватория культуры  / №5 2012

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА И ВОСТОЧНЫЙ МИСТИЦИЗМ (66,00 руб.)

0   0
Первый авторШахматова
Страниц5
ID447292
АннотацияВ контексте идейно-художественного кризиса рубежа ХIХ—ХX веков, получившего в России определение «Серебряный век», исследуется связь новых течений в искусстве модернизма того времени с открытиями в естествознании на примере творчества Велимира Хлебникова, в поэтике которого время и пространство — ключевые понятия в физике — находят свое эстетическое осмысление, тесно переплетаясь с увлечением поэта восточным мистицизмом.
УДК115.4
Шахматова, Е.В. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА И ВОСТОЧНЫЙ МИСТИЦИЗМ / Е.В. Шахматова // Обсерватория культуры .— 2012 .— №5 .— С. 137-141 .— URL: https://rucont.ru/efd/447292 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пространственно-временная концепция Велимира Хлебникова и восточный мистицизм 9. <...> УДК 115.4 ББК 87.3 (2)7 Е.В. ШАХМАТОВА ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА И ВОСТОЧНЫЙ МИСТИЦИЗМ В контексте идейно-художественного кризиса рубежа ХIХ—ХX веков, получившего в России определение «Серебряный век», исследуется связь новых течений в искусстве модернизма того времени с открытиями в естествознании на примере творчества Велимира Хлебникова, в поэтике которого время и пространство — ключевые понятия в физике — находят свое эстетическое осмысление, тесно переплетаясь с увлечением поэта восточным мистицизмом. <...> Ключевые слова: Серебряный век, Велимир Хлебников, литература и восточный мистицизм, модернизм. убеж ХIХ—ХХ веков — время кризиса европейского сознания. <...> Технические достижения, успех естествознания и расцвет позитивных наук вызвали обратную реакцию общественного сознания: ХIХ век противопоставил позитивизму — интуитивизм, рационализму — иррациональное мировосприятие и возрождение мистицизма. <...> Пространственно-временная концепция Хлебникова возникла на фоне общеевропейской увлеченности Востоком. <...> Обжитое трехмерное пространство, соединившись в единое целое с взбунтовавшимся временем, направило вектор движения в точку, обозначенную на карте мироздания как Ничто или Небытие. <...> В одной из поздних статей о времени Хлебников писал: «Про некоторые области земного шара существует выражение: “Там не ступала нога белого человека”. <...> Избегая заранее готовых мыслей, открыть свой разум, как слух, к голосу опыта, лежащего перед ним. <...> Если в ушах не будет внутреннего звона и навязчивых голосов бреда, голос опыта будет, конечно, услышан. <...> Задача — увидеть чистыми глазами весь опыт в кругозоре человеческого разума» [2, с. <...> В своем подходе к изучению истории Хлебников исходил из предположения о цикличности времени, столь характерного для буддистского мировосприятия. <...> В университете он изучал <...>