УДК 008.001 ББК 87.667 А.В. ЯРОВОЙ ОСМЫСЛЕНИЕ АГОНАЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ Анализируется статус понятия «агон» («агональность» — состязательность) в истории европейской культуры, интерпретации этого понятия и обозначаемого им явления на разных этапах. <...> Концептуализация понятий агона, агональности и агонистики является основой для построения познавательного базиса исследования. <...> В этой связи возникает необходимость рассмотрения существования этих понятий в языке, чтобы обнаружить смыслы, которые они выражают. <...> В исследовании семантических образов «агона», «агональности», «агонистики» предпочтителен генеалогический метод, поскольку смысловые вариации данных понятий с течением времени изменялись. <...> 144], использовалось для обозначения сообществ инициируемых юношей, то можно обнаружить связь агона с обрядом инициации. <...> У Платона можно найти употребление слова «αγων» в смысле состязания вообще: «. если бы вдруг кто-нибудь попросту установил какое-либо состязание, не определив, будет ли оно гимнастическим, конным или мусическим.» <...> Состязание осмысливается как нечто общее, объединяющее различные агонии, и как искусство, которое не обязательно должно нести в себе античеловеческую направленность. <...> Терминологически «полемос» озвучен в 53-м фрагменте Гераклита: «Война — отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим — людьми; одних она сделала рабами, других — свободными» [7]. <...> В этом отрывке война, полемос, обозначает не вооруженное столкновение, а чисто абстрактный принцип борьбы. <...> Полемос в таком случае приобретает черты космичности, всеобщего, тогда как агон связан с человеческим бытием, он выражает связь между человеческим и божественным (обрядовый характер), между профанным и сакральным, являя механизм упорядочивания хаотического, неприрученного, необжитого как в телесном, так и духовном смысле. <...> Представление о том, что космическая жизнь может разворачиваться как агон, как состязание <...>