ЛОТМАН О КУЛЬТУРЕ КАК ПРОСТРАНСТВЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН Рассматривается смысловая емкость одного из последних определений культуры, данных Юрием Михайловичем Лотманом, — «пространство собственных имен». <...> Осмысление различных граней культуры как пространства собственных имен «выводит», по убеждению автора статьи, не только на проблему субъекта культурной деятельности, но и на причинно-следственные аспекты включения ярких личностей различных эпох в контекст современности. <...> Ключевые слова: пространство собственных имен, именной континуум, субъект культурной деятельности, биографический анализ, индивидуальный творческий путь, текст культуры, смысловой знак, культурная память, семиотическая культурология. <...> Неслучайно исторически взрывные эпохи выбрасывают на поверхность «великих людей», то есть актуализируют мир собственных имен. <...> И V нтеллектуальная глубина и гносеологическая неисчерпаемость философско-творческого наследия Ю.М. Лотмана обнаруживают себя не только как фонд оригинальных концепций и научных открытий, но и как катализатор процесса приращения идей в сфере гуманитарного знания. <...> Ю.М. Лотман о культуре как пространстве собственных имен гументации, и сегодня, спустя почти 20 лет со дня его ухода, продолжают активизировать интерес к проблемам не только семиотической культурологии, но и философии культуры. <...> В основе многолетней исследовательской работы Ю.М. Лотмана и его школы было, по собственному признанию философа, стремление «охватить всю сложность динамической многофакторной структуры — истории культуры человечества» [1, с. <...> Именно поэтому используемая ученым методология находится в смысловой сопряженности с аксиологическим, эстетическим, культурологическим и экзистенциальным подходами к различным граням культуры как знаково-символической системы, динамика которой обусловлена комплексом объективных и субъективных факторов. <...> Эвристический потенциал такой сопряженности <...>