ПЛЕБАНЕК КУЛЬТУРА КАК СУПРАИНДИВИДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ Рассматривается проблема ввода психики, сознания и культуры в более общую метасистему. <...> В предлагаемой концепции универсальной эволюции неживая материя, живая материя, нервно-психические системы, сознание и культура выстраиваются в строгую иерархическую последовательность систем универсума и объединяются в метасистемном понятии систем регуляции и самоорганизации. <...> Исследования феномена человеческого сознания, психики, мышления, познание культуры позиционируются научным сообществом (представителями точных наук и естественного знания) как находящиеся на грани науки и философской рефлексии, науки и гуманитарного творчества. <...> В отличие от остальных объектов познания, объекты социогуманитарного знания обладают собственной субъектностью, что вызывает значительные трудности с точки зрения объективной верификации и введения этого объекта в систему классического познания. <...> Проблема ввода психики, сознания и культуры в общую метасистему универсума, позволяющую рассматривать эти объекты исследования в ряду объектов классических наук, т. е. проблема применения к ним методов естественных наук, до сих пор представляет собой серьезное препятствие в развитии социогуманитарной теории. <...> В статье «Регуляторные системы универсума (системы регуляции в природе и обществе)»1 предложена концепция универсальной эволюции, вводящая психику, сознание и культуру в ряд естественных систем. <...> . 12 4/2012 • общим принципом, позволяющим встроить психику, сознание и культуру в ряд естественных систем, является генетико-иерархический принцип организации универсума; • общей функцией, порождающей новые уровни системы — системообразующей функцией — является регуляторная функция всех этих систем; • основы функционирования сложных саморазвивающихся систем предполагают общие принципы строения и функционирования этих систем, исходя из общности <...>