Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610204)
Контекстум
Обсерватория культуры  / №3 2012

ТКАНЬ И МИФ (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСиницына
Страниц5
ID447244
АннотацияРассматривается процесс мифологического осмысления текстильного ремесла в традиционном обществе, в котором это ремесло соотносилось с процессом создания Вселенной, дается анализ того, как в народных обрядах через образы ткани, нити, узла познавался окружающий мир
Синицына, Л.В. ТКАНЬ И МИФ / Л.В. Синицына // Обсерватория культуры .— 2012 .— №3 .— С. 139-143 .— URL: https://rucont.ru/efd/447244 (дата обращения: 16.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.В. СИНИЦЫНА ТКАНЬ И МИФ Рассматривается процесс мифологического осмысления текстильного ремесла в традиционном обществе, в котором это ремесло соотносилось с процессом создания Вселенной, дается анализ того, как в народных обрядах через образы ткани, нити, узла познавался окружающий мир. <...> Заправленный такой основой ткацкий станок называли кроснами. <...> Слово «кросна» имеет тот же корень, что и крест и это не случайно: нити, пересекаясь во время процесса ткачества на станке, образуют крестообразную форму. <...> Солнце, восходящее поутру из волн воздушного океана и погружающееся туда вечером, представляется рассыпающим свои светлые кудри или КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ 137 Ver.indd 137 Ver.indd 137 25.06.2012 13:11:23 25.06.2012 13:11:23 РАЗДЕЛ 8. <...> СВЯЗЬ ВРЕМЕН прядущим из себя золотые нити. <...> Позже солнце стало соотноситься с колесом прядущей прялки, а лучи его — с нитями, наматываемыми на веретена. <...> В сказках сохранились воспоминания о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых и серебряных нитях, спускающихся с неба. <...> Заря в воображении людей представлялась прекрасной прядущей богиней, с рассветом принимающейся за свою работу. <...> Из невероятных временных глубин пришел в русскую поэзию ХХ столетия этот образ: «Выткался над озером алый цвет зари» (С. Есенин <...> Он был убежден, что и в наши дни есть культуры, в которых земной мир открыт миру вечных ценностей, а мифологическое мышление существовало всегда, существует и в наши дни, адаптируясь к новым культурным реалиям. <...> В начале ХХ века в одной из смоленских веснянок представал образ ткачихи Марии Павловны, образ непростой, напоминающий солнышко: «то хмурое от налетевшего снежного облачка, то просветляющееся, а прядет она в “городе”, окруженном водой. <...> В Смоленском народном фольклоре распространен и образ снующей и ткущей богатырши, Дуняши, выполняющей свою работу с помощью огромных и необычайных инструментов: Во як стала Дуня Кросенцы снувати; Кросенцы оснувала, Верст семь обсвистала <...>