В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ [.явление]. <...> Е.Г. СЕРЕБРЯКОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ ГЛАЗАМИ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ А. СОЛЖЕНИЦЫНА <...> ) Рассматриваются взгляды либеральной советской интеллигенции 1960-х годов на социальную историю на материале книги А. Солженицына <...> В результате автор приходит к выводу, что трактовка социальной истории определяется философской и этической позицией литераторов: Солженицын стоит на позициях рационального позитивизма, Орлова — экзистенциального трагизма. <...> Эти векторы в трактовке проблем социальной истории были весьма типичны для советской интеллигенции 1960-х годов. <...> Раиса Орлова — литературовед, член Союза советских писателей, жена Копелева, близкого друга Солженицына — тоже вела дневник в те годы. <...> Сопоставление текстов позволяет осмыслить проблемы, базовые для мировоззрения целого поколения советских литераторов, в частности, трактовку взаимоотношений личности и социальной истории. <...> В отличие от официальных советских биографий, предполагавших бесконфликтность взаимосвязи личности и социума, тексты А. Солженицына <...> воплощают модель «травматичной» истории, представленной чередой общенациональных травм и нравственных страданий. <...> В воспоминаниях Солженицына оно изначально задано (первая глава — «Писатель-подпольщик», названия некоторых других: «Подранок», «Душат», «Пришло молодцу к концу»). <...> Самоидентификация Орловой и Солженицына происходит через осмысление, прежде всего, событий ближайшей, советской, истории, рождающей глубокие эмоциональные переживания. <...> Шатрова «Большевики», вызвавшей большой общественный резонанс, Орлова с возмущением замечает стремление некоторых художников изображать ленинскую гвардию «кровожадными чудовищами, с рогами и хвостами». <...> Преданность идеалам Октября, характерная для старшего поколения шестидесятников, к которому принадлежали Орлова и Солженицын, очевидна в ее рассказе о встрече с Г. Беллем в 1966 году <...>