Экслибрис как художественное явление в истории собирательства Серебряного века они складываются для него в особую, городскую песнь. <...> Н.Г. МОРОЗОВА ЭКСЛИБРИС КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ СОБИРАТЕЛЬСТВА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Статья посвящена экслибрисам первой четверти ХХ века, их стилистическим особенностям и связи с работами художников в журналах Серебряного века. <...> Рассматривается влияние индивидуальной манеры художника и художественной среды на структуру и композицию книжных знаков. <...> Ключевые слова: экслибрис в художественной культуре Серебряного века, основные художественные направления в искусстве книжного знака, коллекции экслибрисов из собрания ГМИИ им. <...> Книжное собрание всегда сопровождало коллекцию живописи и графики. <...> Экслибрис конца XIX — начала ХХ века, будучи наследником эстетической программы эпохи Возрождения, не отказывался от барочных элементов, классической конструкции, дидактики Просвещения, сбалансированности ампира, легкости романтизма, насыщенности историзма, при этом вобрал в свою композицию стилизацию и декоративность модерна. <...> В нем все элементы, включая шрифт и арсенал аллегорических приемов, показывают процесс развития этого жанра прикладной графики в России. <...> Уже к концу XIX века в экслибрисе под влиянием ар нуво произошли как количественные, так и качественные изменения. <...> В композиционной основе книжного знака появляются национальные черты искусства модерна. <...> Среди коллекционеров складывались объединения единомышленников для развития и анализа нового вида графики, для собирательства, изучения и популяризации. <...> Экслибрис как художественное явление в истории собирательства Серебряного века Надо сказать, что в России этот новый предмет собирательства быстро нашел поддержку в художественной среде начала ХХ века. <...> Некоторые любители графики и экслибриса, например У.Г. Иваск, составитель первого справочника по русскому книжому знаку, с конца 1890-х годов <...>