Древний адыгский обряд у постели больного «чапщ» как социокультурный институт телей славянской азбуки архиепископ Великоморавский Мефодий. <...> Очередной задачей, которую без поддержки столицы ярославские исследователи решить не имеют возможности, должно стать издание отреставрированных памятников. <...> Книга — мощнейший фундамент древнерусской культуры: это источник знаний для читателей, это святыня, равнозначная иконе, это кладезь тем и образов для древнерусского искусства. <...> Богатство духовное // Кириллические издания Ростово-Ярославской земли 1493—1652 гг. <...> Живая вода русской культуры // Кириллические издания в хранилищах Ростово-Ярославской земли. <...> — Ярославль; Рыбинск, 2010. [… нематериальное культурное наследие …] А.М. СИЮХОВА ДРЕВНИЙ АДЫГСКИЙ ОБРЯД У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО «ЧАПЩ» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ Систематизируются многочисленные сведения о древнем адыгском обряде у постели больного (чапще) с целью выявления его институциональных признаков. <...> На основе анализа значимых аспектов обряда «чапщ» делаются выводы, касающиеся содержания, структуры, общей семантики, символической основы отдельных обрядовых действий и предметов, а также культурного смысла обряда в духовно-практической деятельности этнического социума. <...> Ключевые слова: традиционная культура адыгов, чапщ, обрядовые песни, обрядовые игры, логика драматургии, статусный набор в системе обряда. радиционная культура адыгов как совокупность социокультурных институтов по общепринятому мнению сложилась в эпоху Средневековья, когда сформировались значимые ментальные черты народа, качественно отличающие его от других народов. <...> Ярче всего адыгская культура воплотилась в сложной системе обрядности, связанной со многими аспектами бытия социума. <...> Вера в то, что ”слово есть дело“, лежит в основе благопожеланий, проклятий, обрядовых приговоров с глаголами в повелительном наклонении» [2, с. <...> Представляется, что смеховая вербальность как неотъемлемая <...>