Феномен визуальности нее» уровень, «крупнее» масштаб, тем явственнее прослеживаются предпосылки инверсионных преобразований. <...> Е.В. САЛЬНИКОВА ФЕНОМЕН ВИЗУАЛЬНОСТИ Анализируется сущность современной технической визуальной культуры, в том числе принцип дистанционного управления и моделирования, а также революционные перемены в системе носителей информации в XIX—XX веках. <...> Сопоставляются визуальная материя фотографии, кино, телевидения и материя изобразительного искусства. <...> Рассматривается процесс существования визуальных образов вне независимости от традиционных тактильных контактов. <...> В этом аспекте визуальное в его современном понимании (т. е. прежде всего фотография, кино, телевидение, видео, компьютерная реальность, голография и пр.) действительно сродни зрелищному и изобразительному. <...> В то же время для понимания природы и специфики функционирования визуального начала существенны различия. <...> Разница между неживыми, искусственными, и живыми носителями зримой динамической образности слишком очевидна. <...> Однако стоит сопоставить визуальное с изобразительным, где зримая образная материя тоже созидается из неживых материалов. <...> Картина, нарисованная на холсте, бумажном листе, картоне, деревянной доске, любом другом механическом теле, это вещь. <...> Дотрагиваясь до нее, дотрагиваешься и до того материала, до того вещества, из которого созданы образы, предназначенные для восприятия посредством зрения. <...> Действие производится человеком по отношению к одной и той же плоскости холста, с помощью тех или иных красящих веществ, с которыми художник находится в прямом механическом контакте, на протяжении одного, нескольких или многих временных периодов. <...> Гравюра значительно ближе к современным техническим способам фиксации зримой образности. <...> И этот материальный носитель представляет механический предмет, чья пластическая форма является держательницей контуров, отпечатываемых потом на других механических <...>