Фестивальное движение в Волгограде в 1980—2000-е гг.: линии преемственности 7. <...> ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ВОЛГОГРАДЕ В 1980—2000-е гг. <...> : ЛИНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ1 В статье анализируются линии преемственности и взаимовлияний, выявляются сходные черты, тенденции и закономерности в развитии фестивального движения в Волгограде в течение трех десятилетий на примере фестивалей современного искусства. <...> Ключевые слова: фестиваль, фестивальное движение, Волгоград, авангард, современное искусство, экспериментальные художественные практики, «Неопознанное движение», «Банаро», «Кайфедра», «Новое движение», «Видеология», видеоарт, «Субъектив». зованные не государственными или муниципальными учреждениями культуры, а представляющие собой частные С 1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-13-34015). <...> В статье рассматриваются художественные фестивали, органиинициативы, не находившие государственной поддержки. <...> Большинство экспертов в рамках проведенного социологического исследования отрицают, что фестивальный процесс в Волгограде являлся именно «фестивальным движением», однако мы считаем, что в изучаемый период можно проследить определенные линии преемственности между различными КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ 121 РАЗДЕЛ 8. <...> Первым из серии легендарных волгоградских фестивалей, важных в общероссийском контексте, стал фестиваль «Неопознанное движение» (шесть фестивалей, 1987—1991). <...> Его организатором и идейным вдохновителем стал поэт, режиссер и медиахудожник Сергей Карсаев. <...> объясняет свои мотивы организации «Неопознанного движения» общей бессобытийностью позднесоветской культурной жизни, а также отсутствием любого альтернативного культурного продукта: «Скука в то время в стране царила редкостной густоты и тягучести… <...> «Неопознанное движение» стал не только одним из первых не государственно-официозных фестивалей, но и первым фестивалем, на котором были представлены <...>