П.Р. ГАМЗАТОВА ЛИМИНАЛЬНОСТЬ КАК АРХЕТИП В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ФЕЛЛИНИ <...> Анализируются характерные структурные особенности фильмов Федерико Феллини: нелинейное повествование, бесцельность, хаотичность коллизий сюжета (кризисные состояния социума и человека), характер героев фильма (маргинальность, персонажи смеховой культуры и связанные с творчеством); специфика главного лирического героя и альтер эго самого Феллини (М. <...> Мастроянни), воплощающего собой растерянное, бесформенное, бессмысленное лицо в мире «смысло-лиц». <...> Автор статьи приходит к следующему выводу: лиминальность (или пороговое состояние — понятие, выработанное и проанализированное в этнологии) является одним из архетипов сознания, моделирующих художественные структуры и наиболее ярко проявившимся в творчестве Ф. Феллини <...> Ключевые слова: Федерико Феллини, Виктор Тэрнер, лиминальность, маргинальность, обряды перехода, переходные и пограничные состояния, матрицы сознания, модель творчества, точка бифуркации, хаос, структура, архетип, кризисное состояние системы, формо-смыслы. зучение соотношения архетипических основ художественного творчества и личностного авторского решения, основанного на индивидуальном жизненном и духовном опыте, которое можно наблюдать в том или ином произведении искусства, имеет огромное значение. <...> Фильмы Федерико Феллини поражают своей фантастичностью, странным хаосом потрясающих образов и одновременно математической точностью образного высказывания, за которым словно угадывается некий закон всечеловеческого существования. <...> Прежде всего стоит обратиться к так называемым «Обрядам перехода» (rites de passage), рассматривая их не только как социальные механизмы жизни архаического общества, но и с точки зрения их духовного и художественного содержания. <...> Анализируя «обряды перехода», известный английский этнограф Виктор Тернер, вслед за Арнольдом Ван Геннепом, обратил внимание на значительную роль, которую <...>