Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Обсерватория культуры  / №2 2015

ПАРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РОСПИСИ СЕВЕРНЫХ СУНДУКОВ XVII—XVIII ВЕКОВ (66,00 руб.)

1   0
Первый авторГончарова
Страниц5
ID446989
АннотацияРассматривается феномен парных изображений на северорусских сундуках XVII—XVIII веков — одного из наиболее популярных сюжетов в народном искусстве того времени. Молодцы и девицы, дамы и кавалеры в живописных композициях на сундуках, их костюмы, аксессуары и другие детали позволяют проследить переход от древнерусской традиционной одежды к европейскому платью.
УДК749
Гончарова, Н.Н. ПАРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РОСПИСИ СЕВЕРНЫХ СУНДУКОВ XVII—XVIII ВЕКОВ / Н.Н. Гончарова // Обсерватория культуры .— 2015 .— №2 .— С. 71-75 .— URL: https://rucont.ru/efd/446989 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Парные изображения в росписи северных сундуков XVII—XVIII веков 28. <...> УДК 749 ББК 85.12 Н.Н. ГОНЧАРОВА ПАРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РОСПИСИ СЕВЕРНЫХ СУНДУКОВ XVII—XVIII ВЕКОВ Рассматривается феномен парных изображений на северорусских сундуках XVII—XVIII веков — одного из наиболее популярных сюжетов в народном искусстве того времени. <...> Молодцы и девицы, дамы и кавалеры в живописных композициях на сундуках, их костюмы, аксессуары и другие детали позволяют проследить переход от древнерусской традиционной одежды к европейскому платью. <...> Ключевые слова: сундук, сюжет, одежда, народное искусство, аксессуары, традиционный костюм, европейское платье, музыкальный инструмент, молодец, девица, кавалер, дама. практичную и удобную форму, они служили человеку для хранения вещей, для переноски и перевозки домашнего скарба. <...> Отличались эти изделия размером, формой и декором, в их основе всегда был ящик с откидной или отъемной крышкой. <...> В зависимости от величины и формы определялось и назначение сундучного изделия. <...> Имея Среди сохранившихся памятников особое место занимают сундуки с росписью на внутренней поверхности крышек. <...> Подголовки, теремки, скрыни и другие сундучные изделия, при оформлении которых использовалась традиционная система декора, становились отражением мироощущения и эмоционально-психологического склада человека, его имущественной принадлежности, вкуса, общественного положения, идеологической ориентации, свидетельствуя о ценностных приоритетах как владельца, так и мастера, об их тяготении к определенным формам и образам. <...> Одно из первых упоминаний о расписных сундуках встречается в рукописном сборнике середины XIV века «Мерило праведное». <...> Подобные сюжеты считались «срамными», ведущими к «страсти разжению», и сурово порицались средневековыми моралистами. <...> Одним из таких хранилищ древнерусской культуры и стал Русский Север. <...> Среди различных по тематике росписей на северных сундуках XVII—XVIII веков выделяются повторяющиеся <...>