УДК 7.038.6 ББК 71.4 О.В. СТРОЕВА ТРАНСГРЕССИЯ КАК ПРОФАНАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ Анализируются постмодернистские концепты «трансгрессия» и «бриколаж» применительно к современному искусству. <...> Массовая аудиовизуальная культура диктует новый способ восприятия произведений изобразительного искусства, и все они становятся отражением медиакультуры, то есть ее бриколажным отскоком. <...> Медиакультура и в целом общество глобализации создает такую синкретическую среду, бриколажную среду с системой «мягких запретов», опережающих трансгрессивные состояния, где происходит всеобщее размывание границ, что и создает иллюзию трансгрессивных шагов, которые могут превращать искусство в политические действия, балансирующие на грани преступления закона. <...> Ключевые слова: трансгрессия, бриколаж, постмодернизм, современное искусство, медиакультура, стрит-арт. мана, художник больше не позиционируется как «трансгрессор» (термин был введен Ж. <...> Однако, как любой постмодернистский концепт, это понятие включает в себя несколько слоев смыслов и, действуя как мифологема, расшифровывается не буквально. <...> Чтобы разобраться в том, кто на самом деле современный художник, трансгрессор или бриколёр, необходимо проанализировать и соотнести понятия «бриколаж» и «трансгрессия». <...> С другой стороны, является ли «трансгрессор» антонимом в отношении категории «бриколёр»? <...> Леви-Стросс так описал производителя-«бриколёра»: «В наши дни бриколёр — это тот, кто творит сам, самостоятельно, используя подручные средства в отличие от средств, используемых специалистом. <...> Так, в бриколажной модели творчества заложена возможность формирования принципиально новых, то есть не детерминированных наличным состоянием системы эволюционных перспектив. <...> Таким образом, в самой бриколажной модели заложен механизм трансгрессии, он основан на идее невозможности не только предсказать, но даже выразить в наличном языке феномен перехода к тому, что не <...>