Вот и давайте разберёмся, как человек научился из мерять эту очень важную величину — скорость дви жения. <...> Ведь знать это надо и капитану корабля, и машинисту электровоза, и пи лоту самолёта. <...> И начать рассказ о приборах, измеря ющих скорость, придётся издалека в буквальном смысле слова — с древнейших времён. <...> Определить скорость движения нетрудно, надо лишь разделить пройденный путь на затраченное при этом время. <...> Но понятно, что это средняя скорость, а на отдельных уча стках пути она могла быть и выше, и ниже. <...> Здесь любопытно вспомнить первые в мире боль шие автогонки, состоявшиеся в 1895 году по марш руту Париж — Бордо — Париж. <...> Ну а ещё очень многих из нас в наш автомо бильный век интересует, с какой скоростью мы движемся в данный конкретный момент. <...> Для человека за рулём это важ нейший вопрос. <...> Скорость необхо димо учитывать при совершении манёвров, хотя бы при простом по вороте автомобиля. <...> Определённую скорость надо поддерживать, сле дуя указаниям дорожных знаков, не превышая её. <...> Словом, любой во дитель то и дело бросает взгляд на шкалу спидометра. <...> Гонку выиграл инженер Эмиль Ле вассор, доехавший до Бордо и вернувшийся в Париж на автомобиле собственной конструкции за 48 часов 48 минут. <...> Нет сомнений, что автомобилю Эмиля Ле вассора действительно случалось развивать на дистан ции «безумную» скорость, и наверняка даже больше, чем 30 километров в час. <...> Что же касается расстояния между Парижем и Бордо, то оно, как и многие другие расстояния, было задолго до этого точно измерено с помощью другого прибора — одометра. <...> Он был изобретён ещё в I веке выдающимся инженером античных времен Героном Александрийским и сохранил общий принцип дей ствия до наших дней. <...> Устройство оказалось простей шим и остроумным: при каждом обороте специаль ный выступ на ободе колеса задевал зубчик звёздоч кишестерёнки одометра, поворачивая её на один шаг. <...> А звёздочка, в свою очередь, при водила в движение <...>