УРОКИ ИСТОРИИ Взлетно-посадочные системы авианосцев О ТОМ, ЧТО ПРЕВРАЩАЕТ ПАЛУБУ В ВПП Авианосцы, возникшие в годы Первой мировой войны как вспомогательные корабли, призванные осуществлять авиационную поддержку флотов, уже к началу Второй мировой превратились в основную ударную силу в битвах на море. <...> За прошедшие годы было разработано обоснование необходимости наличия таких кораблей в составе сбалансированного отечественного ВМФ, их оптимального количества, системы базирования и обеспечения. <...> Чтобы быть эффективным инструментом сдерживания военно-политической экспансии, авианосец должен обладать реальными боевыми возможностями и качествами. <...> Будет рассказано об успешной титанической работе советских инженеров и конструкторов, вынужденных с нуля создавать в 1980-х годах взлетно-посадочные системы — паровые катапульты и аэрофинишеры для первых советских полноценных авианосцев. <...> ИСТОРИЯ ПАРОВОЙ КАТАПУЛЬТЫ Двадцатый век принёс человечеству бесчисленное множество научных и инженерных достижений — великих и малых, широко известных и ставших достоянием лишь узкого круга специалистов. <...> НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС Разработка катапультного старта летательных аппаратов (ЛА) прошла тернистый путь, непосредственно связанный с созданием все более совершенных образцов самолетов и, в первую очередь, с появлением самолетов корабельного базирования. <...> Этот путь насчитывает не менее 12 этапов: полиспастно-гравитационная катапульта (К), пневматическая К, пороховая К, роторно-инерционная (маховичная) К, пневмогидравлическая К и, наконец, электромагнитная К (EMALS). <...> ) в конце 1903 г. В основе этой катапульты была использована launching derrik — модель нефтяной вышки-деррика с падающим грузом. <...> Братья Wright внесли заметный теоретический вклад в развитие винтомоторной авиации, а их пророчества о перспективах катапультного старта вскоре сбылись — начиналась эра палубной авиации. <...> Создание в США нового вида войск в 1912 г. — морской <...>