ИСТЫ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Валерий КОЗЛОВ доктор медицинских наук, профессор … исты в гражданской авиации – это абсолютно новое для нас явление, заключающееся в том, что в пилоты пошли лица с высшим нелетным базовым образованием, а именно: юристы, экономисты, финансисты и прочие … исты. <...> Но справедливо задать вопрос: а готова ли авиационная система сформировать из них надежных профессионалов? <...> Вопросы не праздные, т.к. на кону безопасность жизней сотен и даже тысяч людей. <...> Еще свежи воспоминания, как меня несколько лет назад «полоскали» как лоббиста западной авиатехники за статью о психофизиологических особенностях эксплуатации высокоавтоматизированных самолетов, которые в России тогда еще не производились, но отечественный авиационный рынок ими интенсивно заполнялся, однако никто для пилотов о них ничего в авиационной прессе не писал. <...> И так, дефицит пилотов в гражданской авиации – мировая проблема. <...> Уже известны даже случаи, когда западные авиакомпании пересматривают планы закупки воздушных судов в сторону сокращения, реально оценивая невозможность их эффективной эксплуатации из-за дефицита летных кадров. <...> Определились пути ее р ешения, №3 • 2014 58 БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ среди которых двум отдано предпочтение. <...> Первый – подготовка пилотов из специалистов с высшим нелетным образованием (и не только инженерно-технического профиля), второй – приглашение иностранных летчиков. <...> В статье не ставится цель вступать в полемику по поводу обоснованности предлагаемых путей решения обсуждаемой проблемы, но имеется желание рассмотреть те опасные факторы, которые способны проявиться при неправильной организации подготовки пилотов из «не пилотов» и привести к их низкой профессиональной надежности со всеми вытекающими отсюда последствиями. <...> Замечу, что «не пилоты» – это те специалисты с высшим нелетным образованием, которые никогда ранее не проявляли интереса к небу, а потому не учились пилотировать <...>