СТРАТЕГИЯ УДК 622.276:33 СРАВНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ Н.С. <...> Баранов (канд. экон. наук, начальник управления совместных проектов с компанией "Статойл" ОАО "НК "Роснефть") (ОАО ˝НК ˝Роснефть˝) В статье приводится анализ стратегий шести национальных ("Роснефть", "Газпром", "ЛУКойл", "Синопек", "КННК/ПетроЧайна" и ″Петробрас″) и трех независимых нефтегазовых компаний ("Анадарко", "Туллоу" и "Нобель Ойл"). <...> На фоне рассмотренных тенденций мировой нефтегазовой отрасли и анализа сильных и слабых сторон компаний представлены подходы каждой из них к решению классического противоречия между наращиванием добычи и максимизацией прибыли. <...> При стратегическом планировании своей деятельности крупные нефтегазовые компании, прежде всего, разрешают для себя фундаментальное противоречие между ориентацией на прирост стоимости (увеличение прибыли) и наращивание уровня добычи. <...> Международные и независимые компании склоняются к выбору в пользу прироста стоимости, они пересматривают портфель активов и отказываются от ряда проектов. <...> Вместе с этим, понимая, что без серьезных капитальных вложений в будущем будет невозможно генерировать требуемые денежные потоки, все компании ориентируются на новые проекты и новые регионы. <...> Международные компании, например, проявляют повышенный интерес к ресурсам Арктики и глубоководным месторождениям, на долю которых в структуре новых разведанных запасов традиционных ресурсов уже не первый год приходится более 50 % (рис. <...> Наиболее успешные независимые компании делают акцент на диверсифицированном портфеле активов, концентрируются на рынке Северной Америки и, наоборот, уходят из капиталоемких глубоководных 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 500 0 2007 2008 глубоководные 2009 Год мелководные суша Рис. <...> Открытия по типам месторождений Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом 11/2014 2010 2011 2012 проектов. <...> Национальные компании и ″Статойл″ традиционно имеют гораздо менее диверсифицированный <...>