Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Занимательная информатика (540,00 руб.)

0   0
Первый авторЗлатопольский Д. М.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц427
ID443395
АннотацияКнига во многом аналогична популярным книгам «Занимательная физика» Я.И. Перельмана, «Математические чудеса и тайны» М. Гарднера, «В царстве смекалки» Е.И. Игнатьева, «Математическая смекалка» Б.А. Кордемского и др. Она содержит большое количество разнообразных занимательных логических задач и головоломок, интересных фактов и полезных программ, простейших компьютерных игр, фокусов и др. Материалы книги охватывают широкий круг вопросов информатики, вычислительной техники и информационных и коммуникационных технологий (системы счисления, кодирование информации, логика, основы программирования, Интернет и др.). Эти материалы можно использовать как в учебном процессе, так и для внеклассной работы с учащимися.
Кому рекомендованоДля всех, кто интересуется информатикой.
ISBN978-5-93208-515-8
УДК004.9
ББК32.97
Златопольский, Д.М. Занимательная информатика / Д.М. Златопольский .— 6-е изд., электрон. — Москва : Лаборатория знаний, 2021 .— 427 с. : ил. — Дериватив. изд. на основе печ. аналога (М.: Лаборатория знаний, 2018); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 427 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10" .— ISBN 978-5-93208-515-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/443395 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д. М. Златопольский ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 4-е издание (электронное) Москва Лаборатория знаний 2017 УДК 004.9 ББК 32.97 З-67 Златопольский Д. М. <...> Числовые ребусы в двенадцатеричной системе счисления . <...> Числовой ребус в системе счисления с неизвестным основанием . <...> Вглаве 1 «Двоичная система—не только в компьютере» приведены примеры использования двоичной системы счисления «в некомпьютерной жизни». <...> Некоторые из них описаны в главе 6 «Пляшущие человечки и лысина раба». <...> Двоичная система — производятся в двоичной системе счисления. <...> Необходимо за одно взвешивание на чашечных весах с указателем, показывающим разность весов грузов на левой и правой чашках с точностью до 1 г в пределах от 0 до 100 г, установить, в каких мешках находятся фальшивые монеты. <...> Если весы покажут 40 г, то фальшивая монета находится среди оставшихся монет; если 39 г — то среди взвешиваемых. <...> Все возможные варианты взвешиваний можно оформить в виде следующего алгоритма: | Первое взвешивание m1+ m2+ m3+ m4=? если m1+ m2+ m3+ m4=40 то | Фальшивая монета — в другой группе | Второе взвешивание m5+ m6=? <...> | Можно взвесить и другие монеты если m5+ m6=19 то | Фальшивая монета — в рассматриваемой паре | Третье взвешивание m5=? если m5=10 то | Фальшивая монета – номер 6 иначе | Фальшивая монета - номер 5 все иначе | Фальшивая монета — в паре (7, 8) | Третье взвешивание m8=? если m8=10 то | Фальшивая монета - номер 7 1. <...> Разработайте алгоритм решения этой задачи, используя в нем команды типа «3к6», где 3—номер перекладываемой монеты, а 6 — номер монеты, на которую кладется перекладываемая. <...> При разработке алгоритма используйте команды типа: «1к (3, 6)», где 1—номер перекладываемой монеты, а 3 и 6—номера монет, к которым кладется перекладываемая. <...> Как, располагая только чашечными весами без стрелок и гирь, отмерить 9 кг гвоздей? <...> Можно ли одним взвешиванием на чашечных весах без гирь выявить фальшивую монету? <...> Как на чашечных весах без гирь за 4 взвешивания найти фальшивую монету? <...> Все настоящие монеты одинакового <...>
Занимательная_информатика.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Занимательная_информатика.pdf
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ Д. М. Златопольский ИНФОРМАТИКА 6-е издание, электронное Москва Лаборатория знаний 2021
Стр.2
УДК 004.9 ББК 32.97 З-67 Златопольский Д. М. З-67 Занимательная информатика / Д. М. Златопольский.—6-е изд., электрон.—М. : Лаборатория знаний, 2021.—427 с.—Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10".—Загл. с титул. экрана.— Текст : электронный. ISBN 978-5-93208-515-8 Книга во многом аналогична популярным книгам «Занимательная физика» Я. И. Перельмана, «Математические чудеса и тайны» М. Гарднера, «В царстве смекалки» Е. И. Игнатьева, «Математическая смекалка» Б. А. Кордемского и др. Она содержит большое количество разнообразных занимательных логических задач и головоломок, интересных фактов и полезных программ, простейших компьютерных игр, фокусов и др. Материалы книги охватывают широкий круг вопросов информатики, вычислительной техники и информационных и коммуникационных технологий (системы счисления, кодирование информации, логика, основы программирования, Интернет и др.). Эти материалы можно использовать как в учебном процессе, так и для внеклассной работы с учащимися. Для всех, кто интересуется информатикой. УДК 004.9 ББК 32.97 Деривативное издание на основе печатного аналога: Занимательная информатика / Д. М. Златопольский.—5-е изд.— М. : Лаборатория знаний, 2018.—424 с. : ил. ISBN 978-5-00101-104-0. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-93208-515-8 © Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Содержание Предисловие ...................................................... 9 1. Двоичная система—не только в компьютере!. . . . .............. 13 1.1. Штрихкод ............................................. 13 1.2. Двоичное кодирование в фотоаппарате.................... 17 1.3. Повар и пицца ......................................... 19 1.4. Градуировка весов...................................... 19 1.5. Серебряная цепочка .................................... 19 1.6. Семь кошельков........................................ 20 1.7. Волшебная таблица..................................... 20 1.8. Семь табличек ......................................... 21 1.9. Волшебная карточка.................................... 23 1.10. Фокус................................................. 24 1.11. Как отгадать число? .................................... 25 1.12. Аесли солгать? ........................................ 25 1.13. Пятьмешков с фальшивыми монетами.................... 25 1.14. Найти фальшивую монету............................... 26 1.15. Двоичная система и «Ханойские башни» .................. 28 1.16. Задача Иосифа Флавия—частный случай................. 29 1.17. Игра «ним»............................................ 29 1.18. «Шоколадка».......................................... 33 2. Перемещение предметов и…животных......................... 34 2.1. Выкатить шарики ...................................... 34 2.2. Восемь монет .......................................... 35 2.3. Шесть монет ........................................... 36 2.4. Еще две задачи на перекладывание монет ................. 36 2.5. Задачи со спичками..................................... 37 2.5.1. Собрать в группы по 2 ............................. 37 2.5.2. Собрать в группы по 3 ............................. 37 2.6. Переставитьшашки .................................... 37 2.7. Девятьшашек ......................................... 39 2.8. «Уголки».............................................. 40 2.9. Перемещение лошадей.................................. 41 2.10. Взоопарке............................................. 41 2.11. Перестановка коней .................................... 42 2.12. Перемещаем карточки, или Как апельсин превратить в собаку..................................... 42 2.13. Еще8 задач на перемещение карточек .................... 43 2.14. Упорядочить карточки.................................. 45
Стр.4
4 Занимательная информатика 2.15. Сортировка, или «По ранжиру—стройся!»................ 45 2.15.1. Сортировка выбором ............................. 46 2.15.2. Сортировка вставками ........................... 48 2.15.3. Сортировка обменом ............................. 50 2.16. Ханойские башни ...................................... 52 3. 64 задачи для Водомера ........................................ 56 4. Взвешиваем всё—от крупы до золотых монет ................. 62 4.1. Взвешивание крупы .................................... 62 4.2. Как отмерить 9 кг гвоздей? .............................. 63 4.3. Как отмерить 1 кг сахара? ............................... 63 4.4. Неправильные весы .................................... 63 4.5. Потерянная гиря ....................................... 63 4.6. 19 гирек............................................... 63 4.7. Как оставить себе золотую монету? ....................... 63 4.8. Три монеты, одна—фальшивая.......................... 64 4.9. 81 монета, одна—фальшивая ........................... 64 4.10. 101 монета, одна—фальшивая .......................... 64 4.11. 51 монета, одна—фальшивая ........................... 64 4.12. Антиквар и 99 монет.................................... 64 4.13. 61 монета, две—фальшивые ............................ 65 4.14. 103 монеты, две—фальшивые........................... 65 4.15. 10 монет: 5 золотых и 5 серебряных....................... 65 4.16. Шесть монет, две—фальшивые.......................... 65 4.17. Странные весы ......................................... 65 4.18. 6 монет, 2 фальшивые, не очень точные весы............... 66 4.19. 8 монет, 2 фальшивые................................... 66 4.20. Разложить 22 монеты на две кучки ....................... 66 4.21. Мешок с фальшивыми монетами ......................... 66 4.22. Ещеодин мешок с фальшивыми монетами................. 66 4.23. 12 мешков с золотыми монетами ......................... 67 4.24. 101 монета, 50 фальшивых .............................. 67 4.25. Пять кучек по 5 монет................................... 67 4.26. Экспертиза фальшивых монет ........................... 67 4.27. 201 монета, 50 фальшивых .............................. 68 4.28. Случай в тюрьме для пиратов ............................ 68 4.29. Три пары монет ........................................ 68 4.30. 20 металлических кубиков .............................. 68 4.31. Двенадцать монет ...................................... 69 5. Маневры, переходы, переезды................................... 70 5.1. Формирование состава .................................. 70 5.2. Перестановка вагонов................................... 72 5.3. Иопять формирование состава ........................... 72 5.4. Перестановка вагона и цистерны ......................... 73 5.5. Ночной переход по мосту ................................ 73 5.6. Переход по пустыне..................................... 73 5.7. Задача о лифте ......................................... 74
Стр.5
Содержание 5 6. Пляшущие человечки и лысина раба ........................... 75 6.1. ШифрЦезаря .......................................... 76 6.2. Буратино и шифровка................................... 77 6.3. Машинадля расшифровки из бумаги ..................... 77 6.4. «Тарабарская грамота» ................................. 78 6.5. Карлпишет Кларе ...................................... 78 6.6. Номера вместо букв..................................... 78 6.7. Однажды в поезде ...................................... 79 6.8. Расшифровка текста.................................... 79 6.9. Частотный анализ ...................................... 79 6.10. Что такое «лягяня»?.................................... 80 6.11. ШифрВижинера ....................................... 81 6.12. Послание будущим издателям ........................... 81 6.13. Перестановочныйшифр................................. 81 6.14. Шифрование двумяцифрами ............................ 83 6.15. ШифрТритемиуса...................................... 84 6.16. Три письма ............................................ 86 6.17. Шифрование текста с помощью таблиц.................... 86 6.18. Игра в прятки, или Что такое стеганография............... 89 7. Числовые ребусы и кросснамберы.............................. 96 7.1. Ребусы со звездочками .................................. 96 7.2. Ребусы в четверичной системе счисления.................. 98 7.3. Числовой ребус в шестеричной системе счисления.......... 98 7.4. Числовые ребусы в двенадцатеричной системе счисления ... 99 7.5. Числовой ребус в системе счисления с неизвестным основанием ........................................... 101 7.6. Кросснамберы ........................................ 101 8. Напальцах и в уме ............................................ 108 8.1. Рука человека как счетная машина...................... 108 8.2. Возведение двузначных чисел в квадрат.................. 111 8.3. Еще восемь приемов быстрого счета ..................... 112 8.3.1. Быстрое возведение в квадрат ..................... 112 8.3.2. Квадраты чисел, состоящих из единиц ............. 112 8.3.3. Другие степени числа 11.......................... 112 8.3.4. Произведение двух «особых» чисел ................ 113 8.3.5. Умножение числа 37 ............................. 113 8.3.6. Особенные случаи умножения на 9................. 113 8.3.7. Особенные случаи деления на 9 .................... 114 8.3.8. Деление на число без восьмерки ................... 114 8.5. Извлечение кубического корня в уме .................... 120 8.6. Сокращенное вычисление среднего арифметического...... 121 8.4. Извлечение корня—не на пальцах и не в уме ............. 115 8.4.1. Правило извлечения квадратного корня ............ 115 8.4.2. Правило извлечения кубического корня............ 118 9. Семь полезных программ, и не только......................... 123 9.1. Превратим компьютер в будильник...................... 123 9.2. Как установить на программу пароль .................... 125 9.3. Каким днем недели был день вашего рождения ........... 128 9.4. «Звездное небо» ....................................... 130 9.5. Проверка скорости реакции человека.................... 131
Стр.6
6 Занимательная информатика 9.6. Биологические ритмы ................................. 134 9.7. Обмен значениями междупеременными ................. 139 9.8. Рекурсия............................................. 140 10. Вашпомощник—калькулятор .............................. 143 10.1. Вычисление процентов................................. 144 10.2. Память калькулятора ................................. 145 10.3. Автоматическая память................................ 147 10.4. Использование клавиши обратного числа ................ 149 10.5. Калькулятор-«переводчик» ............................ 150 10.6. Фокус с датой рождения................................ 152 11. Компьютерные фокусы ...................................... 153 11.1. Компьютер отгадывает день рождения................... 153 11.2. Компьютер отгадывает дату рождения ................... 154 11.3. Компьютерные фокусы на отгадывание чисел............. 156 11.3.1. Фокус¹1 ..................................... 156 11.3.2. Фокус¹2 ..................................... 157 11.3.3. Фокус¹3 ..................................... 158 11.3.4. Фокус¹4 ..................................... 158 11.3.5. Фокус¹5 ..................................... 158 11.3.6. Фокус¹6 ..................................... 158 11.3.7. Фокус¹7 ..................................... 158 11.3.8. Фокус¹8 ..................................... 159 11.3.9. Фокус¹9 ..................................... 159 11.3.10. Фокус¹10 ................................... 159 11.3.11. Фокус¹11 ................................... 159 11.3.12. Фокус¹12 ................................... 159 11.4. Компьютерный фокус «Отгадай число» .................. 161 11.5. Фокус «Отгадывание названий»......................... 166 11.6. Варианты фокуса «Отгадывание названий» .............. 169 11.7. Игра-упражнение «Поймай слово» ...................... 172 11.8. «Отгадыватель мыслей» ............................... 174 12. Моделирование простейших игр на компьютере . . ........... 177 12.1. Игра «Чет или нечет»? ................................. 177 12.1.1. Программа на школьном алгоритмическом языке . . 177 12.1.2. Игра в среде Microsoft Excel...................... 179 12.2. Игра «Отгадай число» ................................. 182 12.3. Игра «Кубик»......................................... 183 12.3.1. Программа на школьном алгоритмическом языке . . 183 12.3.2. Игра в среде Microsoft Excel...................... 184 12.4. Игра «Карты» ........................................ 185 12.4.1. Программа на школьном алгоритмическом языке . . 185 12.4.2. Игра в среде Microsoft Excel...................... 187 12.5. Игра«Быкии коровы»................................. 189 12.6. Игра Баше............................................ 191 13. Лабиринты .................................................. 195 13.1. Нить Ариадны ................................... 196 13.2. Лабиринт из комнат .............................. 201 13.3. Мышьв лабиринте ............................... 202 13.4. Разные лабиринты ............................... 202
Стр.7
Содержание 7 14. Софизмыи парадоксы ....................................... 205 14.1. 4 руб. =40 000 коп. ................................... 206 14.2. 2 ƀ2=5 ........................................................... 206 14.3. 5=1 ................................................ 206 14.4. 2=3 ................................................ 206 14.5. 5=6 ................................................ 206 14.6. 4=8 ................................................ 207 14.7. Все числа равнымежду собой .......................... 207 14.8. Любое отличающееся от нуля число равно противоположному ему числу ......................... 207 14.9. Любое число a равно меньшему числу b ................. 207 14.10. Любое число равно своей половине...................... 207 14.11. Отрицательное число больше положительного ........... 208 14.12. Любое число равно числу, в два раза большему его ........ 208 14.13. Любое число равно нулю .............................. 208 14.14. 2>3 ................................................ 208 14.15. Вес слона равен весу комара............................ 208 14.16. Хитрый хозяин гостиницы ............................ 209 14.17. Парадокс «Куча» ..................................... 210 14.18. Парадокс «Мэр города» ............................... 211 14.19. Парадокс «Генерал и брадобрей» ....................... 211 14.20. Парадокс «Каталог всех нормальных каталогов» ......... 211 15. Жаргонизмы Интернета ..................................... 212 15.1. Откуда пришла «собачка»? ............................. 212 Что русским—«собачка», финнам—«кошка» ........... 214 Ивсе-таки—почему «собачка»? ........................ 215 15.2. Что такое «спам»...................................... 215 15.3. Смайлики ............................................ 216 16. Задачи о шапках............................................. 219 16.1. Приятели и ихшапки.................................. 219 16.2. Те жеприятели и те жешапки .......................... 220 16.3. Зачет по логике ....................................... 220 16.4. Умный сговор......................................... 220 16.5. Три коробки .......................................... 221 17. Шуткиирозыгрыши на компьютере ......................... 222 17.1. «Фальшивый» рабочий стол Windows ................... 222 17.2. Невидимая сумма ..................................... 223 17.3. Необычный результат расчета по формуле в Microsoft Word ...................................... 225 17.4. Очень важныйвывод .................................. 225 17.5. Проверка знания таблицы умножения ................... 226 18. Разные задачи ............................................... 227 18.1. Вкусныеломтики .................................... 227 18.2. Три лампочки........................................ 227 18.3. Как приготовить эликсир бессмертия ................... 228
Стр.8
8 Занимательная информатика 18.4. Единственные часы остановились ...................... 229 18.5. Древнеегипетская задача.............................. 229 18.6. Задача о стрелках .................................... 230 18.7. Високосные годы..................................... 230 18.8. Почтовые индексы ................................... 233 18.9. Десять утверждений.................................. 233 18.10. Сказка .............................................. 233 18.11. Отец сына ........................................... 234 18.12. Разговор родственников............................... 234 18.13. Кто изображен на портрете? ........................... 234 18.14. Слова после чисел .................................... 235 18.15. «Ей было 1100 лет» ................................... 235 18.16. Непредвиденное затруднение .......................... 235 18.17. Пропущенное число .................................. 236 18.18. Кощей Бессмертный и Иван Царевич ................... 236 18.19. Бедный торговец (старинная задача) .................... 236 18.20. Может ли такое быть?................................. 236 18.21. Атакое?............................................. 236 18.22. Об экономичности систем счисления.................... 236 18.23. Прабабушкии прадедушки ............................ 237 18.24. ИльяМуромеци Змей Горыныч ........................ 238 18.25. Шутникии серьезные................................. 238 18.26. Три очень умныхпопугая.............................. 238 18.27. Умная обезьяна ...................................... 239 18.28. Импульсы с планеты Ė Кита............................ 239 18.29. 10 единиц и 10 двоек .................................. 239 18.30. Еще одна «Шоколадка» (задача-шутка) ................. 240 18.31. Почемутрижды? ..................................... 240 18.32. Детская песенка...................................... 240 18.33. Умеете ливы считать? ................................ 240 18.34. Два вопроса.......................................... 241 18.35. Пятьдесят вопросов................................... 241 Ответы ......................................................... 248 Приложения .................................................... 394 Приложение 1. Из истории систем счисления .................. 394 1. Вавилонская нумерация ............................. 394 2. Система счисления майя ............................. 395 3. Буквенная цифирь .................................. 396 4. Римскиецифры..................................... 399 5. Арабскиецифры .................................... 401 Приложение 2. Азбука Морзе ................................ 401 Приложение 3. ЛуиБрайль и его шрифт....................... 404 Приложение 4. Русская семафорная азбука.................... 406 Ответы на дополнительные задания............................. 410 Литература ..................................................... 423
Стр.9