ГОРНЫЕ МАШИНЫ УДК 622.67:621.547 © Ю. А. Николаев, Б. А. Жаутиков, 2006 Методические основы расчета скипов шахтных и карьерных пневмоподъемных установок Решение проблемы транспорта горной массы с глубоких горизонтов месторождений связано с применением нового вида транспорта — скиповых пневмоподъемных установок, позволяющих осуществлять транспортирование значительных объемов недробленой горной массы по наикратчайшему расстоянию от места разработки на дневную поверхность без ограничений по глубине шахты (карьера) и углу наклона шахтного ствола или борта карьера. <...> Важнейшим звеном в системе пневмоподъемной установки является скип, в котором транспортируется горная масса, надежная и долговечная работа которого позволяет обеспечить работоспособность установки в целом на длительный период времени при интенсивном режиме работы. <...> Исходя из этого, появилась необходимость разработки методических основ расчета скипов, позволяющих устанавливать такие параметры его конструкции, которые обеспечивали бы достаточную прочность и устойчивость элементов конструкции к комплексу статических и динамических нагрузок, возникающих при загрузке (разгрузке), разгоне, равномерном движении в направляющих и уплотняющих устройствах ствола, торможении и посадке на дно шахты. <...> При этом критерием оценки рациональности параметров и формы скипа является его наименьшая возможная собственная масса. <...> Уменьшение ее позволяет снизить энергетические затраты на подъем единицы полезного ископаемого и увеличить полезную массу поднимаемого груза. <...> Требованиям иметь минимальную собственную массу при максимальной прочности и надежной работе уплотняющих и направляющих скип устройств лучше всего удовлетворяет скип цилиндрической формы с гладкой внешней поверхностью, т. к. известно что, обладая легкостью, тонкостенная пространственная цилиндрическая оболочка представляет собой исключительно жесткую конструкцию. <...> Это <...>