14 ВЕКТОР ЦЕЛЕЙ Школа должна научить мыслить Известный ученый, директор Института социологии образования РАО, академик РАО, профессор Владимир Собкин размышляет в беседе с нашим корреспондентом о проблемах школы и ее перспективах. <...> – Владимир Самуилович, недавняя трагедия в московской школе, где подросток застрелил учителя и полицейского, всколыхнула общество и породила массу толков по поводу того, что происходит в головах наших детей. <...> Если это действительно так, то что, на ваш взгляд, изменилось за последние десятилетия в сознании российских школьников? <...> Необычно в упомянутом десятикласснике то, что он вроде бы занимался самбо – и в то же время бабушка провожала его в школу; а еще он плакал, если получал плохую отметку. <...> С одной стороны, тут явно сложные отношения в семье, с другой – несформированность поведения, инфантильность этого юноши. <...> Что же касается изменений в сознании школьников за последние десятилетия, то они действительно велики. <...> Кроме того, если лет 30–40 назад в головах взрослеющих детей было четкое понятие добра и зла, то сегодня их сверстники формируются, говоря научным языком, в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. <...> От родителей и учителей, по радио и по телевизору они слышат очень разные точки зрения. <...> – Насколько часто сегодняшние школьники во время конфликтов предпочитают применение силы? <...> На вопрос «участвовали ли вы в течение месяца в конфликтах?» значительная часть подростков отвечают утвердительно, каждый второй, по его словам, в течение месяца дрался, высок процент девочек, участвовавших в драках. <...> Мир детей и подростков отражает мир их родителей. <...> Реакцией на неуверенность, потерю ориентиров часто становится агрессия. <...> Тем более что сегодняшние СМИ дают множество подобных образцов. <...> Семья и школа /№ 1–2/2014 15 Одно из моих исследований показало, что на наших телеэкранах в течение часа можно увидеть 8 сцен агрессии и насилия. <...> Зверски избитый, изрешеченный пулями <...>