Книжный развал Дмитрий Стахов Записки из стеклянного дома Олег Ермаков — хороший, настоящий писатель. <...> Конечно, претензии писателя к чита телям выглядят с первого взгляда стран но. <...> Однако стоит вспомнить такую не пос леднюю в русской литературе фигуру, как Достоевский. <...> Но если во вре мена Достоевского подобных читателей было еще сравнительно немного, то те перь этот читатель, продукт восставших масс, повсеместен. <...> А так у Ермакова из известных «ме далек» лишь одна, за премию им. <...> Впрочем, в этом вина преми альной машины, не Ермакова же… Премию Ермаков получил за рассказ «Легкий поток», который никак нельзя от нести к действительным удачам. <...> В отли чие от его же рассказа «Блокнот в черной обложке», напечатанного также в 2009 году, в том же журнале «Октябрь», и впол не подходившего по формальным крите риям для премии Казакова. <...> Лучше подумать о вечном», — пишет он в своем последнем романе «Иванчайсут ра». <...> Цикл «афганских» рассказов Ермако ва носит название «Арифметика войны». <...> Уже она одна добавляет к четырем арифметическим действиям, правилам операций с дробями и общему знакомству с таблицей умножения ощу щение вероятности, арифметике чуждое. <...> А уж знакомство с арифметикой Ермако ва, то есть — с содержанием его расска зов, заставляет заподозрить писателя в лукавстве. <...> «Арифметика войны» на самом деле — дифференци альное и интегральное исчисление, вы росшие, как у Николая Кузанского, из по пыток найти решения высших вопросов. <...> В одном из самых мощных рассказов этого цикла, в рассказе «Сон Рахматул лы», есть описание мира войны, в кото рый встроен рядовой Арефьев: «…рядо вому Арефьеву не казалось нелепым, на пример, то, что одни человеческие суще ства влезли сюда с пушками и самолета ми и принялись гонять по ущельям дру гие человеческие существа, размазывать их по камням, рвать в клочья и подбрасы вать выше деревьев вместе с осколками их жалких глиняных жилищ <...>