Критика Тамара Гундорова Симптом «больного тела» Постсоветский украинский роман Почти сто лет назад — еще в 1930 году — Вирджиния Вульф отметила: странно, что болезнь, занимающая такое место в жизни людей, не стала одной из основных тем литературы, наряду с любовью, войной и завистью. <...> Один из таких моментов и стал началом посттоталитарного этапа: сама челове ческая природа восстала против резких социальных и технологических эксперимен тов, которые осуществляла эпоха модерна, вдохнувшая жизнь в социалистическую доктрину и насаждавшая тоталитарный контроль и насилие не только над духовным миром, но и над биологической природой человека. <...> Эти биотехносоциальные испы тания можно характеризовать как травматические, а посттоталитарное состояние — как посттравматическое, сопровождающееся регрессом в инфантилизм и в болезнь. <...> Рассуждая о русском постсоветском романе, Марк Липовецкий и Александр Эткинд приходят к выводу, что посттравматический опыт стал одним из определяю щих начал современной литературной ситуации2 . <...> Травматичными были Холо кост, Вторая мировая война, Хиросима, Голодомор, Чернобыль, развал СССР и Тамара Гундорова — доктор филологич. наук, членкорр НАН Украины, лауреат премии им. <...> Возвращение тритона: Советская катастрофа и постсоветский роман // Новое литературное обозрение. <...> Такой подход выглядит особенно актуальным при анализе посттоталитарного сознания, в частности, на Украине, где, несмотря на декларации и внешние символы, полного разрыва с тоталитарным советским прошлым так и не произошло — призра ки его вызывают эксцессы в политике, массовой психологии, культуре. <...> Предмет моего анализа — прежде всего так называемая молодежная проза и постсоветский молодежный роман начала XXI века в сопоставлении с литературой предыдущего десятилетия. <...> Термин «молодежная проза» достаточно условен, по скольку к ней относят не только произведения, написанные молодыми <...>