ГЛаВа 10 Проблемы формирования информационной грамотности и информационной культуры детей и юношества: взгляд из России Н.И. <...> Гендина, доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского Института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Традиции обучения детей и юношества навыкам и умениям работы с информацией в России Понятия «работа с информацией», «информационная подготовка человека» не имеют четкой дефиниции. они включает очень широкий спектр знаний и умений человека по работе с информацией и техническими средствами, облегчающими эту работу. информация может быть представлена на любом носителе: глиняная табличка, папирус, бумага, CDR. технология обработки информации также весьма разнообразна: от печатного станка Гуттенберга до электронной книги и интернета. информационной подготовкой человека в истории человечества традиционно занимались наряду с семьей такие социальные институты, как библиотеки и школы (образовательные учреждения). <...> Позже для формирования потребности в самостоятельном сознательном чтении педагоги, а затем библиотекари стали создавать библиографические указатели для детей, помогающие им ориентироваться при выборе книг в библиотеке. <...> Затем библиотекари стали использовать беседы для того, чтобы объяснить детям, как пользоваться библиотекой, каталогами 188 Н.и. <...> ГеНДиНа и картотеками. с помощью специальных библиотечных уроков они начали обучать детей рациональным приемам работы с книгой, развивать культуру чтения. однако особое значение информационной подготовке как самостоятельному виду специальной деятельности стали придавать лишь в конце ХХ столетия. <...> Это выразилось в таких явлениях, как «информационный взрыв» и «информационный кризис», неразрывно связанных, в свою очередь, с информатизацией общества, развитием информационной техники и технологии. <...> Различные <...>