Колонка Главного редактора УДК 622.276.083.75 Стандартизация и конкурентоспособность нефтегазового оборудования Соотношение объемов отечественного и импортного технологического оборудования, используемого в компаниях российского нефтегазового комплекса, хорошо известно: это – паритет – 50 % к 50 %. <...> Причины такого положения дел очевидны: нерешенные проблемы отечественного нефтегазового машиностроения, полное отсутствие какой-либо государственной поддержки производителям НГО, дефицит научно-конструкторских разработок и многое другое, о чем неоднократно мы писали в научно-технической прессе [1–3]. <...> Всё это в комплексе легло в основу недостаточной конкурентоспособности российского нефтегазового оборудования. <...> Попутно отметим, что негативная ситуация в этой сфере усугубляется с каждым годом. <...> Весьма характерна в этом контексте картина нефтесервиса: более половины объема этих работ (общий объем 15 млрд дол. ежегодно) приходится на долю зарубежных и транснациональных компаний, которые, естественно, стремятся использовать привычное для них импортное оборудование. <...> Хорошо известно, что эффективным инструментом повышения конкурентоспособности продукции является стандартизация. <...> В соответствии с Законом "О техническом регулировании" последнее десятилетие в нефтегазовом машиностроении прошло под флагом работ по гармонизации отечественных и международных стандартов. <...> Итак, что собой представляет стандартизация нефтегазового оборудования сегодня, насколько системно развиваются процессы совершенствования нормативной базы нефтегазовой техники, какие болевые точки свойственны этой сфере и каковы ближайшие перспективы решения весьма непростой задачи разработки современной системы стандартизации технологического оборудования для предприятий НГК? <...> При этом достигнутый уровень гармонизации составляет несколько более 30 %. <...> Отмечается значительное количество устаревших документов (более 20 <...>