Вопросы мастерам о церковном искусстве Как читать росписи в храме? <...> Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь» С егодня, когда в мастерской мы составляем проекты росписей храма, то, помимо канона, учитываем и другие нюансы: запросы заказчика, особенности архитектуры, строительных конструкций. <...> Этот афонский монах и иконописец написал глубокое и осмысленное сочинение «Ерминия», в котором рассказал об особенностях и символическом смысле внутреннего убранства храма. <...> В этом смысле убранство церкви, ее настенная живопись — это не отдельные сюжеты и самостоятельные композиции. <...> Как строчки в книге, росписи делятся на регистры. <...> Каждый сюжет расположен в четком иерархическом порядке и должен читаться сверху вниз, в соответствии с историческим принципом. <...> Затем следуют ангельские силы и пророки, апостолы, сюжеты евангельских историй, сцены из житий святых. <...> Чем ближе к земле, тем сюжет ближе по времени и содержанию к тому человеку, который стоит на полу храма и возносит свои молитвы к Господу. <...> Настенные росписи — это всегда слово, обращенное к нам, молящимся здесь, на земле. <...> И чем больше храм, тем объемнее и масштабнее изображения и «текст». ф. <...> Дьяконские врата Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Б оковые, или малые, двери иконостаса называют диаконскими, или пономарскими. <...> Они расположены по сторонам от Царских врат и ведут в помещения жертвенника и диаконника. <...> Северная диаконская дверь используется священнослужителями во время Божественной литургии. <...> На малом входе через нее выносят Евангелие, а на великом входе — приготовленные за проскомидией и еще не освященные Святые Дары. <...> Южная дверь имеет скорее утилитарное назначение, впрочем, так же, как и сам диаконник, который обычно служит ризницей, то есть местом для хранения церковных сосудов, облачений и книг. <...> О символическом значении боковых врат иконостаса напоминают украшающие <...>