Вопросы мастерам о церковном искусстве Что такое житийная икона и как ее читать? <...> Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Ж итийная икона – совершенно особое явление в церковном искусстве. <...> На Руси иконные жития известны с XIII столетия; всплеск интереса к ним пришелся на эпоху Дионисия в XV–XVI веках. <...> Можно сказать, что в житийной иконе соединились два типа изображений. <...> Первый — крупный моленный образ святого (ростовой, поясной или оплечный). <...> Он помещен в центре иконной доски, в ее среднике. <...> Второй — пространный, полный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе посмертных. <...> Повествование приводится в небольших по размеру композициях (клеймах), расположенных вокруг главного образа. <...> Отдельные сцены, как и весь рассказ, заимствованы из рукописных или настенных житийных циклов. <...> В их основе — тексты канонических и апокрифических источников. <...> Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо, игнорируя образ в среднике. <...> Создание житийных икон требует от иконописца высокого уровня мастерства. <...> Он одинаково должен владеть навыками художника-монументалиста для написания образа в среднике и миниатюриста — для выполнения мелких изображений в клеймах. <...> Для созерцающего житийная икона открывает разные пути богообщения: молитвенное предстояние и благочестивое чтение. ф. <...> Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь» Л евкас» (λευκός)— слово греческое, обозначающее «белый», «светлый». <...> Если перевести древнее название столицы Кипра — Лефкасия — буквально, то получится «белый город». <...> Вообще, левкас — это белый грунт (мел с клеем, замешенный на льняном масле), которым иконописцы покрывали доску, перед тем как начать писать икону. <...> Левкас позволяет краске и прежде всего золоту, которое используют для фона, крепко держаться на доске. <...> Для написания икон используются <...>