Распределение времени Общие принципы обследования ЛОР-больного, экзоскопия, передняя риноскопия (1 час). <...> Нужно иметь в виду особенность задней риноскопии (по названию — носовая процедура, а по эндоскопической картине имеет отношение к ряду органов). <...> Обратить внимание на состояние надгортанника, черпалонадгортанных складок, преддверных и голосовых складок, грушевидных ямок. <...> Наглядные пособия Таблицы: передняя риноскопия, задняя риноскопия, фарингоскопия, прямая и непрямая ларингоскопия, барабанная перепонка, три отдела уха. <...> ЗАНЯТИЕ 2 Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора Краткое содержание занятия Топография и клиническая анатомия наружного, среднего уха и улитки. <...> Распределение времени Клиническая анатомия наружного и среднего уха (1 час). <...> Методика исследования слуховой функции речью и камертонами, ознакомление с тональной пороговой, надпороговой, рефлекторной аудиометрией в аудиологической лаборатории (1 час). <...> Анатомо-топографические особенности наружного слухового прохода и их значение в патологии уха и клинике других заболеваний (повреждение кожи при туалете слухового прохода, изменения в нем при травме нижней челюсти, мастоидите, вклинение инородных тел, фурункул, серная пробка, прорыв гноя при воспалении околоушной железы и т. д.) <...> Значение типа строения сосцевидного отростка и каменистой части височной кости, а также скуловой кости в развитии осложнений при гнойных средних отитах (антрит, мастоидит, петрозит, зигоматицит). <...> Затем студенты под наблюдением преподавателя исследуют камертонами слуховую функцию друг у друга, составляют слуховой паспорт, производят отоскопию, определяют проходимость слуховой трубы и подвижность барабанной перепонки — барофункцию уха. <...> Наглядные пособия Костные препараты: распилы височной кости, ушной лабиринт, слуховые косточки. <...> ЗАНЯТИЕ 3 Клиническая анатомия, физиология и методы исследования вестибулярного <...>
Оториноларингология.pdf
УДК 616.21(075.8)
ББК 56.8Я73
О-856
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета.
Рецензенты
С. М. Николаев, д-р мед. наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
Г. Ф. Жигаев, д-р мед. наук, профессор
О-856 Оториноларингология. Учебно-методические указания:
учебно-методическое пособие / сост. С. А. Бороноев
[и др.]. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2016. — 118 с.
В пособии представлена информация по оториноларингологии.
Изложены принципы диагностики и дифференциальной диагностики,
указаны наиболее информативные специальные инструментальные
методы исследования. Для повышения эффективности
самоподготовки студентов старших курсов приведен
перечень вопросов, дана схема ориентировочной основы действия,
указан план предстоящего занятия.
Предназначено для студентов старших курсов медицинских
вузов.
УДК 616.21(075.8)
ББК 56.8Я73
© Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................................................................. 3
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАНЯТИЕ 1. Методика и техника эндоскопического
исследования ЛОР-органов.................................................. 5
ЗАНЯТИЕ 2. Клиническая анатомия, физиология
и методы исследования слухового анализатора.................. 7
ЗАНЯТИЕ 3. Клиническая анатомия, физиология
и методы исследования вестибулярного анализатора...... 11
ЗАНЯТИЕ 4. Клиническая анатомия и физиология носа,
его придаточных пазух и глотки, методы их исследования. 16
ЗАНЯТИЕ 5. Клиническая анатомия, физиология и методы
исследования гортани, трахеи, бронхов и пищевода............ 19
КЛИНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАНЯТИЕ 6. Заболевания уха: наружный отит
(фурункул, разлитое воспаление наружного слухового
прохода), серная пробка, острое гнойное воспаление
среднего уха, особенности его течения в детском возрасте.
Мастоидит................................................................................. 21
ЗАНЯТИЕ 7. Заболевания уха: хроническое гнойное
воспаление среднего уха (мезотимпанит, эпитимпанит).
Лабиринтит.............................................................................. 23
ЗАНЯТИЕ 8. Заболевания носа: искривление перегородки
носа, фурункул, острый и хронический ринит; острый
и хронический синуит, полипы носа. Риногенные
осложнения.............................................................................. 24
Стр.118
ЗАНЯТИЕ 9. Заболевания глотки: острый и хронический
фарингит, фарингомикоз, ангина, дифтерия, паратонзиллярный
абсцесс, хронический тонзиллит, аденоиды.......... 27
ЗАНЯТИЕ 10. Заболевания гортани: острый
и хронический ларингит, острый ларинготрахеит у детей,
отек, дифтерия, парезы и параличи мышц, острый
и хронический стеноз гортани.............................................. 31
ЗАДАЧИ
Заболевания носа и околоносовых пазух............................. 35
Ответы..................................................................................... 45
Заболевания глотки................................................................. 51
Ответы...................................................................................... 60
Заболевания гортани................................................................ 66
Ответы...................................................................................... 75
Заболевания наружного и среднего уха................................ 79
Ответы...................................................................................... 88
Заболевания внутреннего уха................................................. 96
Ответы...................................................................................... 100
Отогенные и риногенные внутричерепные осложнения..... 102
Ответы...................................................................................... 107
ТЕМЫ УИРС.......................................................................... 111
ХРОНОКАРТА (оптимальный план занятия)..................... 112
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................. 113
Стр.119