Книжный развал Николай Александров Оборона крепости Нет смысла сегодня говорить о тенденциях, о направлениях, о моде и стилистике, о письме и особенностях художественного мышления. <...> Реалистическое или постмодернистской письмо, отстраненность или искренность — неважно. <...> Литература сегодня, кажется, существует не как процесс, но как путь, как высказывания индивидуальностей. <...> Слово, манифестированное как художественное, то есть особо значимое слово, уже в силу этой манифестации проходит особую проверку. <...> Можно спорить, случалось такое раньше или нет, но факт остается фактом: ангажированность — то есть художественная фальшь, ложь, въевшаяся в саму словесную ткань, — сегодня очевидна как никогда. <...> Это уже не вопрос хорошего или плохого письма, реализма или эстетизма, искренности или отстраненности. <...> Это вопрос писательской самодостаточности и художественной правды. <...> Это вопрос самого образа мышления, вопрос верности или измены понятиям высшим. <...> Кому-то может показаться странным такое вступление к отзыву на роман Петра Алешковского «Крепость». <...> Ведь роман можно воспринимать в русле вполне традиционных литературоведческих методик. <...> Право же — ни тебе новых нарративных стратегий, ни нового письма, ни П¸тр Алешковский. <...> Реалистический роман, современность и история, актуальные социальные конфликты, узнаваемые характеры. <...> Вроде бы даже в контексте творчества самого Алешковского этот роман наиболее, скажем так, каноничен, то есть вписан в определенную манеру художественного высказывания. <...> Не другую эстетику, нет, но именно другое художественное качество. <...> Вот талантливый историк и археолог - Иван Сергеевич Мальцов. <...> Бескорыстный ученый, исследователь истории Деревска, городка на северо-западе России. <...> Мы его застаем в тот момент, когда жена его Нина уходит к дельцу от истории (археологии) Виктору Калюжному. <...> Вдобавок бывший его одноклассник, «преуспевший в школе по комсомольской линии», а ныне начальник, директор <...>