Суть дела Владимир Ермаков Друг без друга В поисках утраченного чувства Печален я: со мною друга нет… Александр Пушкин Древнегреческий философ Эпикур, учивший людей жить и радоваться, свои убеждения основывал на добрых чувствах, из которых первейшим полагал взаимное расположение хороших людей. <...> Собственно говоря, все нижеследующее в методологическом плане не рассуждение, а утверждение дружеского чувства как жизненного стержня гармонически развитой личности — и сожаление об утрате дружбы как житейского фактора в нашем потребительском обществе. <...> Оставьте… стоит получше присмотреться к людям карьеры, и восхищение жрецами своего величия сменится состраданием или отвращением к жертвам собственного тщеславия. <...> А в настоящей любви, выдержавшей испытание временем, ослабление эротической страстности возмещается возрастанием дружеской доверительности. <...> Возможность счастья не в количестве и не в качестве возможностей, а в устройстве личности. <...> Счастье является благом; это значит, что ощущение благоденствия неразрывно 204 Владимир Ермаков. <...> Аристотель относит дружественность к разряду добродетелей; более того, выделяет ее из ряда и определяет как «самое необходимое для жизни… никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага… даже у богачей и у тех, кто исполняет должности начальников и власть государя, чрезвычайно велика потребность в друзьях» (Аристотель «Никомахова этика»: 1155а). <...> Друзья нужны не только и не столько для пользы житейского дела, но главным образом для совершения прекрасных поступков (так в трактате), ибо люди, дорожащие друг другом, способнее и к сердечному участию, и к бескорыстному действию. <...> Столь же высоко ставил идеал дружбы Платон. <...> В смысле платонических отношений дружеские чувства обладали безусловным приоритетом. <...> Впрочем, в отношении того, способны ли к дружбе сильные мира сего, Платон резко расходится с Аристотелем. <...> «С кем бы они ни вступали в общение <...>