») ЭССЕ О, красавица Сайма, ты лодку мою колыхала, Колыхала мой челн, челн подвижный, игривый и острый, В водном плеске душа колыбельную негу слыхала, И поодаль стояли пустынные скалы, как сестры. <...> Отовсюду звучала старинная песнь – Калевала: Песнь железа и камня о скорбном порыве титана. <...> И песчаная отмель – добыча вечернего вала,– Как невеста, белела на пурпуре водного стана. <...> Как от пьяного солнца бесшумные падали стрелы И на дно опускались и тихое дно зажигали, Как с небесного древа клонилось, как плод перезрелый, Слишком яркое солнце и первые звезды мигали, Я причалил и вышел на берег седой и кудрявый; Я не знаю, как долго, не знаю, кому я молился. <...> Неоглядная Сайма струилась потоками лавы, Белый пар над водою тихонько вставал и клубился. <...> 262] Введение Сайма (Saimaa) или Большая Сайма представляет собой систему озёр на Юго-Востоке Финляндии. <...> Котловины озёр тектонического происхождения, расширены и сглажены покровным ледником. <...> Такую характеристику Саймы дает Большая советская энциклопедия [3]. <...> Уже только на основании этого су[2] хого описания можно сделать далеко идущие выводы о красоте природы Саймы, о ее необычности и уникальности. <...> Можно представить, как сказочно, должно быть, выглядит картина вечера на этих озерах. <...> Морские пейзажи Айвазовского, лесные чащи Шишкина, горные вершины Куинджи и Рериха – все это находит свой отклик в картине Саймы. <...> Не удивительно, что это место произвело, должно быть, сильное впечатление на Осипа Мандельштама и побудило его к созданию стихотворения «О, красавица Сайма, ты лодку мою колыхала… <...> ». Можно даже предположить что, «неоглядная» Сайма есть не что иное, как один из прообразов «темы моря [4, С. <...> 13]», возникающей в более поздних стихах поэта и связываемой исследователями с образом свободы [4, С. <...> И не только изображение Саймы как таковой, но множество связанных с этим изображением эскизов, каждый из которых может быть развернут до индивидуального произведения. <...> В настоящей работе <...>