ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Эстетика романа «Франкенштейн, или современный Прометей». <...> Шелли к классическим произведениям мировой литературы, а саму писательницу зачислил бы в разряд классиков. <...> По написал не так уж много, но он несомненно классик. <...> Более того, ценитель проигнорирует и тот факт, что «Франкенштейн.» стал именем нарицательным, что он переиздавался и переиздается огромными тиражами. <...> И все же к бульварной литературе «Франкенштейна.» тоже отнести нельзя. <...> Шелли - П.Б. Шелли – был авторитетным теоретиком английского романтизма, то становится понятным то странное впечатление, которое складывается от «Франкенштейна. <...> ». Этот роман – иллюстрация эстетической теории; роман, смоделированный по определенному рецепту. <...> 2 А способности души гения – это воображение и рассудок. <...> ». С них начинается и, как на фундаменте, строится главный трактат Б.П. Шелли «Защита поэзии»3 Именно спонтанная деятельность воображения и была взята романтизмом для обоснования своего творчества. <...> У самого же Канта над оригинальностью приоритет имеет суждение вкуса. <...> Именно с анализа понятия вкуса Кант и начинает свою «Критику способности суждения». <...> Идеалом вкуса является чистая свободная красота без 1 2 3 Кант И. <...> Форма, каноны, правила – все это требует воспитания гения в школе вкуса. <...> Эта высшая целесообразность природы есть причина чувства удовольствия. <...> Удовольствие, лежащее в основании чувства прекрасного, происходит из целесообразности природы, венцом которой является человек - носитель нравственного закона. <...> Эстетическое воспитание должно быть свободно от утилитаризма буржуазного мира. <...> Гений мыслится здесь не из природы, нравственности и т.п., как у Канта, а из чистой красоты, свободы, игры и т.д. <...> Гегель расширяет эту идею, реставрируя также мысль Канта о нравственной целесообразности природы. <...> Гений – воплощение абсолютного духа, разума, понятого, не как способность <...>