Современные гуманитарные исследования, № 6, 2014 Экономические науки Экономика и управление народным хозяйством Кушнир А.М., доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета путей сообщения МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛУРГИЯ В ПРЕДДВЕРИИ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА Машиностроительный комплекс до сих пор является наиболее проблемным в национальной экономике. <...> Если раньше он выступал в качестве ее «локомотива», то сегодня валовые объемы выпуска значительно отстают от дореформенных. <...> Недостаточная конкурентоспособность российского производителя, сокращение внутреннего спроса и чрезмерное открытие отечественного рынка для зарубежных товаров привели к необратимой деградации многих производств. <...> Общая численность занятых в комплексе уменьшилась почти в 2 раза. <...> Критическая ситуация сложилась в следующих подотраслях: станкостроении и инструментальной промышленность; приборостроении; сельскохозяйственном машиностроении; машиностроении для легкой и пищевой промышленности; производстве бытовых приборов. <...> В них либо произошло полное замещение отечественного производителя импортом, либо сокращение спроса привело к закрытию большинства производств (или оба процесса одновременно). <...> Несмотря на наличие значительных проблем, удалось сохранить на приемлемом уровне производство большинства видов военной продукции, тепловозов, вагонов, автомобилей. <...> Однако в гражданском авиастроении полностью утрачен рынок дальнемагистральных перевозок, туманны перспективы в среднемагистральном сегменте и вертолетостроении. <...> Практически все предприятия металлургического комплекса после приватизации в начале 1990-х гг. что привело почти к двукратному сокращению выпуска к началу нового века, однако затем ситуация стабилизировалась (во многом благодаря экспорту, на который пришлось около половины выпуска). <...> Крупнейшие металлургические комбинаты сконцентрированы в европейской части страны <...>