Текстология Лю Лицзюнь, кандидат филологических наук, доцент Шанхайского университета иностранных языков, Китай ДОМИНАНТЫ «СОВЕСТЬ» И «СТЫД» В РЕЧЕВОЙ СФЕРЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗОВ В.М. <...> ШУКШИНА Лингво-когнитивный (тезаурусный) уровень в структуре ЯЛ обнаруживает «индивидуальный выбор, личностное предпочтение – пусть и в нешироких пределах – одного понятия другому», которое получает статус более важного «в субъективной иерархии ценностей, в личностном тезаурусе» (Караулов 2006: 53). <...> Объектом анализа в данной работе являются фрагменты текста, представляющие речевую сферу персонажа, в которых воплощены значимые «идеи» ценностного мира личности, представительные для ее лингво-когнитивного (тезаурусного) уровня. <...> Задачей данной работы является описать «идеологемы» – семантико-тематические обозначения духовных ценностей действующих лиц» (там же: 82), значимых составляющих их «картины мира». <...> Для обозначения таких актуальных для мировоззрения героя ценностных понятий в работе будет использоваться термин «доминанта». <...> Понятие доминанты стало одним из плодотворных в филологической науке. <...> Оно используется применительно и к формальным средствам организации текста (например, в работе Б.М. Эйхенбаума [Эйхенбаум 1969]), и к его содержательным категориям. <...> Л.Г. Бабенко пользуется понятием доминанты как инструментом анализа «формальных средств выражения содержания», обеспечивающих «выдвижение текстового смысла» (Бабенко 2004: 327). <...> В.А. Кухаренко дает следующее определение данного термина: «Доминантой художественного произведения признается его идея и/или выполняемая им эстетическая функция, в поисках которой необходимо исходить из языковой материи произведения» (Кухаренко 1988: 12). <...> В приведенных пониманиях термина «доминанта» участвуют такие параметры, как связь с идеей, смыслом (т.е. отнесенность к содержательной стороне), а также функция выдвижения, выполняемая языковыми средствами. <...> Ср.: доминанта – главенствующая <...>