16 УДК 564.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КЛАССА BIVALVIA (ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ) В.В. Силантьев Казанский государственный университет им. <...> В.И. Ульянова-Ленина Поступила в редакцию 10.11.09 Современное состояние системы класса Bivalvia рассмотрено с точки зрения истории внедрения в нее новых теоретических и технических методов исследования, начиная от типологического описания коллекций и заканчивая новейшими методами изучения ультраструктуры мягкого тела и молекулярных данных. <...> Это подтверждает объективность рассмотренных классификаций и позволяет сделать вывод о том, что для систематики вымерших групп двустворчатых моллюсков возможно использование комплекса традиционных признаков: особенностей строения замочного аппарата, отпечатков мускулов, микроструктуры раковины и др. <...> Систематика класса Bivalvia за последние сто с лишним лет претерпела существенные изменения, связанные с внедрением в палеонтологию и зоологию новых теоретических и технических методов изучения филогении (Невесская, 2009; Bieler, Mikkelsen, 2006; Ponder, Lindberg, 2008; Schneider, 2001). <...> После выхода в свет “Основ палеонтологии” (Эберзин, 1960) и “Treatise on Invertebrate Paleontology” (Newell, 1969) было предложено несколько десятков систем класса. <...> В 1970-х годах эти системы разрабатывались с использованием классических палеонтологических методов на основе “комплексного исследования всех важнейших особенностей морфологии и, в частности, жаберного аппарата, пищеварительной системы и замка раковины, с учетом филогенетического развития отдельных групп…” (Невесская, 2009, с. <...> В последнее десятилетие для разработки систематики Bivalvia начал применяться комплексный кладистический анализ, включающий кроме традиционных ряд новых признаков: данные по ультраструктуре мягкого тела и выделений, микроструктурные признаки раковинного вещества и данные молекулярной биологии (Giribet, Wheeler, 2002; Graf, Cummings, 2006; Matsumoto, 2003). <...> Бурное развитие смежных дисциплин и увеличение числа методов, используемых <...>