ОБЛАСТИ ПРОРЫВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОБОТОТЕХНИКЕ АЛЬБЕРТ ЕФИМОВ aefi mov@sk.ru Последние сорок лет основными областями применения роботов и автоматов во многом были цеха заводов и освоение космоса. <...> Во многом это произошло благодаря тому, что сервисные роботы, выполняющие простые функции (телеприсутствие, уборка помещения), стали намного более доступны. <...> Каковы основные направления для прорывных исследований, создающих основания к тому, чтобы роботы стали по-настоящему помощниками человека и вошли в нашу жизнь, не создав еще один «цикл разочарования»? <...> По оценкам Международной федерации робототехники, крупнейшей аналитической организации в этой области, в ближайшие два года число сервисных роботов возрастет почти до 16 млн, при этом два из трех сервисных роботов будут выполнять работы по хозяйству. <...> Другая уважаемая организация, оценивающая перспективные для исследований и разработок технологии, McKinsey Global Institute, поставила индустриальную робототехнику и автономные транспортные средства на пятое и шестое места в глобальном рейтинге из 12 технологий с совокупной оценкой рынков к 2025 г. в $10 трлн. <...> com/intl/cms/s/2/dac6c388-9179-11e2-b839-00144feabdc0.html#axzz2PrgNcDSq 2 #4 (46), 2013 CONTROL ENGINEERING РОССИЯ МАТЕРИАЛ НОМЕРА I 21 занимается военным использованием робототехники. <...> Однако, как и пятьдесят лет назад, мы видим, что гражданское применение инноваций получает сильный импульс от военного. <...> Пример тому компания iRobot3 — один из главных производителей специальной и военной робототехники в США (в частности, PackBot). <...> Она является также создателем самого популярного персонального робота на сегодня — пылесоса Roomba. <...> Подобная конверсия — от военного до гражданского применения — добавляет масла в огонь, который разгорается под котлом индустрии робототехники. <...> Интерес бизнеса, широкой публики и государственных организаций к теме робототехники был очень заметен на прошедшей в феврале 2013 г. международной тематической конференции в Инновационном центре <...>