К. В. Житков, Т. А. Ратникова APPLIED ECONOMETRICS ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМЕТРИКА № 35 (3) 2014 К. В. Житков, Т. А. Ратникова Построение гедонистических ценовых индексов на полотна художников-фовистов1 Цель данной работы состоит в построении ценовых индексов по выборке работ художников-фовистов — Анри Матисса и Кеса ван Донгена. <...> Изучаются и сравниваются два подхода: гедонистическая регрессия и модель Хекмана. <...> Гедонистический подход в рамках предположений классической линейной регрессионной модели игнорирует наличие непроданных картин, что может привести к смещению полученных оценок из-за эффекта самоотбора. <...> Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что есть временные интервалы, в которые можно говорить о наличии негативного «эффекта шедевра», когда доходность индекса, построенного по трехлетним временным интервалам, для картин менее известного художника Кеса ван Донгена выше, чем для картин признанного мастера Анри Матисса. <...> Однако при этом инвестиционный риск (измеренный стандартным отклонением ценового индекса) для полотен ван Донгена выше, чем для работ Матисса. <...> Ключевые слова: гедонистическая ценовая функция; ценовые индексы; аукционные дома; рынок искусства; модель Хекмана. <...> Предметы искусства, если рассматривать их как инвестиции, обладают повышенным риском, поскольку арт-рынок характеризуется низким уровнем прозрачности (к примеру, покупатели полностью полагаются на аукционный дом при проверке подлинности картин) и низкой ликвидностью операций. <...> Между тем, среди участников современного рынка находятся арт-фонды (Дудникова, Меньшиков, 2011), специализирующиеся на инвестициях в рынок искусства (к примеру, The Fine Art Fund Group предлагает долгосрочные стратегии), частные инвесторы, которые покупают предметы искусства исключительно в целях инвестиций2, а также компании, предлагающие аналитические материалы по инвестированию в рынок искусства для частных 1 Авторы выражают глубокую признательность <...>