IT и образование Подготовка IT-специалистов ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 3 (45) 2013 А. Ю. Никифоров, канд. техн. наук, доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Москва В. А. <...> Русаков, канд. техн. наук, доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Москва индивидуализация среды поддержки обучения Важной частью процесса информатизации общества является подготовка IT-специалистов. <...> Ведь студент, приступая к изучению предметной области с использованием универсального языка программирования, должен в первую очередь реализовать средствами этого языка понятийный базис предметной области. <...> Поскольку любой язык со своей семантикой опосредует восприятие реальности, именно специализированный язык, ориентированный на конкретную предметную обIT и образование Подготовка IT-специалистов ласть, в значительной степени способствует ее изучению и усвоению свойственных ей понятий. <...> Для специалиста в конкретной области сближение семантик выразительных средств, используемых для ее описания, и понятий, свойственных этой области, способствует большей ясности и выразительности создаваемых им моделей области. специализированные языки обучения В [1] на примере дистанционного лабораторного практикума курса «Взаимосвязь открытых систем» (ВОС), читаемого на факультете «Кибернетика» НИЯУ МИФИ, показаны описанные преимущества специализированных языков. <...> Помимо специализации средств описания изучаемой предметной области индивидуализация среды имеет еще один аспект, относящийся, собственно, к каждому пользователю. <...> Потребность в подобной индивидуализации среды выполнения учебных заданий 47 А. Ю. Никифоров, В. А. Русаков № 3 (45) 2013 была выявлена благодаря обширной практике применения упомянутого лабораторного практикума [2]. <...> Индивидуализация обеспечивает некоторую изоляцию усилий каждого из выполняющих учебное задание, что актуально в случае группового характера <...>