ВОРОБЬЕВА Екатерина Сергеевна, Северский технологический институт НИЯУ МИФИ, доцент, ESVorobyeva@mephi.ru, КРАКОВЕЦКАЯ Инна Валентиновна, Томский государственный университет, доцент, inna_krakov@mail.ru РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Статья посвящена анализу инструментария оценки международной конкурентоспособности высших учебных заведений на основе современных рейтингов. <...> Приводятся индикаторы и показатели глобальных рейтингов ARWU (Academic Ranking of World Universities), THE (Times Higher Education World University Ranking) и QS (QS World University Ranking) и др. <...> Анализируются ограничения и специфика подходов к разработке мировых рейтингов, которые часто являются причиной недостаточно высоких позиций успешных национальных университетов. <...> Представлены результаты, достигнутые российскими университетами в системе мировых рейтингов конкурентоспособности. <...> Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о необходимости более глубокого изучения результатов отраслевых и национальных рейтингов, позволяющих учитывать специфику деятельности университетов, подтверждающих факт того, что национальная система высшего образования имеет компетенции международного уровня именно в конкретных отраслях науки. <...> Введение На современном этапе развития экономики современной ключевыми особенностями являются высокая нестабильность внешней среды, возрастающий уровень конкуренции, глобализация, а также новые цели и задачи, накладываемые на современные университеты со стороны государства и общества. <...> В условиях обострения конкуренции возрастает роль имиджевой составляющей современных университетов: репутации вуза, квалификации персонала и его выпускников. <...> Так, Л.А. Голованова, Н.А. Бондаренко и М.С. Сюпова в своих исследованиях отмечают, что конкурентоспособность выпускника вуза является «… интегральным показателем, учитывающим их возможности выдерживать конкуренцию на Том 6, № 1 <...>