ЕРШОВ, Петр Павлович [22.II(6.III).1815, дер. Безруково Ишимского у. Тобольской губ.-- 18
(30).VIII.1869, Тобольск] -- поэт, прозаик, Драматург. Родился в семье чиновника. Раннее детство провел
в г. Березове, месте ссылки петровских вельмож Меншикова, Остермана, Долгоруких. Здесь Е. прожил
до 12 лет, пока отец не увез его вместе со старшим братом Николаем в Тобольскую гимназию. Годы
учения в Тобольске совпали с пробудившимся в России интересом к сибирской теме: Н. Полевой
опубликовал повесть из сибирской жизни "Сохатый", а вслед за ним пишут сибирские повести И.
Савинов, И. Калашников, Н. Бобылев. В 1828 г. И. Петров выпускает первый в Сибири "Енисейский
альманах", в русскую литературу входит целая плеяда сибирских поэтов -- Нагибин, Речкин, Черкасов,
Милькеев. Сибирская тема привлекает Е. Ковалевского, В. Карлгофа, В. Соколовского. В 1836 г.
появляется письменный сборник учеников Иркутской гимназии, который положил начало рукописной
литературе о богатствах Сибири и ее культурных традициях, разрушающей мифы о царстве дикости и
культурной отсталости.
Эти настроения повлияли на Е., который в стихотворном послании другу студенческих лет
Тимковскому писал: "Какая цель! Пустыни, степи / Лучом гражданства озарить, / Разрушить умственные
цепи / И человека сотворить!" В Тобольске Е. собирает сибирские сказки и становится непревзойденным
их знатоком. Он вынашивает программу будущих путешествий по Сибири целой колонии энтузиастов.
Предполагается съезд их на зиму в один из городов для создания специального этнографического
журнала, в котором будут печататься собранные в экспедициях народные песни, легенды и сказки.
В 1831 г. Е. оканчивает гимназию, и отец переезжает с сыновьями в Петербург, чтобы дать им
возможность учиться в университете. Е. успешно поступает на философско-юридическое отделение
Петербургского университета. В студенческие годы он знакомится с В. Бенедиктовым, сотрудничает в
рукописном журнале А. Майкова "Подснежник", пишет не дошедшие до нас оперные либретто из
древнерусской жизни, печатает в "Библиотеке для чтения" свои стихи.
В 1832 г. Е. с увлечением читает сказки А. Пушкина и приступает к работе над собственным
произведением "Конек-Горбунок". В 1833 г. первая часть сказки представлена в виде курсовой работы
профессору словесности П. А. Плетневу, который высоко оценивает опыт своего студента и подвергает
его лестному публичному разбору на одной из лекций. В 1834 г. сказка публикуется в "Библиотеке для
чтения" с похвальным отзывом Сенковского.
В 1835 г. Е. закончил университет и издал сказку отдельной книжкой. Познакомившись с
"Коньком-Горбунком" в 1836 г., Пушкин заявляет: "Теперь этот род сочинений можно мне оставить". Е.
использует в "Коньке-Горбунке" сюжеты сказок об Иванушке-Дураке и Сивке-Бурке, распределяя их на
следующие мотивы: 1) поручение отца трем сыновьям оберегать добро от таинственного вора; 2) помощь
чудесного коня; 3) перо чудесной птицы, прельщающее героя и приносящее несчастье; 4) добыча героем
чудесной птицы; 5) наговор зложелателей-придворных; 6) добыча героем царевны-девицы; 7) извлечение
со дна моря ее имущества; 8) перерождение героя в кипящей жидкости с помощью чудесного коня в
красавца и доброго царя. Все эти мотивы находят подтверждение в изданных позднее сказках А.
Афанасьева. Встречаются в "Коньке-Горбунке" Е. отголоски сатирической народной сказки о Ерше
Щетинникове, мотив путешествия героя в иное царство встречается в сказках о Марке Богатом и
Василии Бесчастном.
Сказка Е. при жизни автора выдерживает 7 изданий, но только с 4-го (1856) печатается с
восстановлением стихов, выброшенных цензурою, и авторскими дополнениями, а иногда и
противоречивыми доработками Е. утверждал, что его сказка -- произведение народное, почти слово в
слово взятое из уст сибирских рассказчиков, от которых автор его слышал. Характерен глубокий
демократизм содержания и формы, изящество стиха, типично народный юмор. Главный герой сказки -умный,
честный и прямой Иванушка, царь и его слуги изображаются сатирически. Е. использует в
сказке, фольклорные мотивы, не сглаживая (в духе Жуковского и Дельвига), а заостряя их: в лукавоироническом
тоне рисуются господа -- духовенство, дворянство и сам батюшка-царь. Писатель вводит в
повествование живую разговорную речь, чуждую простонародной экзотике, стилизации под "мужицкий"
говор.
"Конек-Горбунок" с энтузиазмом приняла публика, но разноречиво оценила критика.
Консервативное крыло, выступавшее за эстетизированный фольклор, видело в сказке Е. чрезмерный
"натурализм" и грубость. Революционеры-демократы в лице Белинского усматривали в "КонькеГорбунке"
эстетическую подделку во вкусе "простонародного" жанра, уводящую читателя от
общеевропейских идеалов.
В 1835 г. Е. серьезно задумывается о необходимости возвращения в Сибирь: умирает отец и
старший брат писателя, мать, оставшаяся на родине, нуждается в попечительстве. В 1836 г. он занимает
место учителя, инспектора, а с 1857 г.-- директора Тобольской гимназии. Е. встречается со ссыльными
поляками и декабристами, занимается литературой, сочиняя быль "Сибирский казак", поэму "Сузге",
Стр.1