60 Конкурентоспособная Россия Цуканова Т. В., ассистент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ, tsukanova@gsom.pu.ru РОССИйСКИй МАЛый И СРЕДНИй БИЗНЕС: ОРИЕНТИР НА МЕЖДУНАРОДНый РыНОК В статье на основе данных по 455 российским фирмам были проанализированы различия в восприятии внешних и внутренних факторов интернационализации между фирмами, которые уже осуществляют международные операции, и фирмами, которые действуют только в пределах российского рынка. <...> Ключевые слова: внутренняя и внешняя среда, малый и средний бизнес, международные операции, Россия. <...> Другими словами, малым и средним предМ приятиям (МСП) часто приходится действовать в условиях ограниченности ресурсов, приобретение которых зависит не только от умения фирмы обойти своих конкурентов, но и от экономической ситуации в стране. <...> Sharpe Inc., 1991. алый и средний бизнес — особый вид человеческой деятельности, для которой предпринимательская ный уровень, перед предпринимателем (руководителем) стоит задача не только сформировать саму стратегию интернационализации, но и принять во внимание различные контекстуальные факторы, которые могут определить ее успех. <...> Интернационализация как процесс расширения сферы деятельности фирмы за пределы своего государства, является серьезным шагом, требующим глубокого анализа целого ряда детерминант, воздействующих прямым или косвенным образом на международные операции2. <...> Среди огромного объема правовой информации есть тре2 Bhatti M. <...> Internationalization factors and entrepreneurial perception: Indication from Yemen SME’S // Far East Journal of Psychology and Business. <...> Современная конкуренция Конкурентоспособная Россия бования и ограничения различного характера в области ведения бизнеса; нововведения и правила, в которых сложно разобраться, но предприниматели вынуждены справляться с этим в ходе своей работы. <...> Такая сложность внешней среды заставляет предпринимателей выделять дополнительные ресурсы на ее упрощение, стремясь при этом оптимизировать <...>