Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643261)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

"Автор не только ""Конька-горбунка"""

0   0
Первый авторЗверев
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID4358
АннотацияОб авторе (Ершов Петр Павлович).
Кому рекомендованоОб авторе
Зверев, В.П. "Автор не только ""Конька-горбунка""" : Статья / В.П. Зверев .— : [Б.и.], 1989 .— 12 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4358 (дата обращения: 30.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Однако для определения места Ершова в русской литературе недостаточно рассуждений об этом писателе как об авторе только одного популярного произведения. <...> В предисловии к самому полному на сей день изданию сочинений писателя (в Большой серии "Библиотеки поэта") И. П. Лупанова подчеркнула, что это "не просто автор сказки, но замечательный русский сказочник", что "трагедия Ершова была трагедией таланта, не познавшего себя, своей подлинной природы, своего истинного характера". <...> Как был рожден сказочником его великий современник Ганс Христиан Андерсен" {Цит. по: Ершов П. П. <...> Ершов в своем творчестве не ограничивался ни жанром сказки, ни сказочными мотивами - почти одновременно с "Коньком-горбунком" из-под его пера выходит своеобразное лиро-эпическое произведение - "старинная быль" "Сибирский казак"; поэт написал много лирических стихотворений, эпиграмм, им был сочинен "драматический анекдот" "Суворов и станционный смотритель", появление которого в 1836 году в издании А. Ф. Смирдина укрепило славу молодого писателя. <...> Кроме того, Ершов был автором цикла рассказов "Осенние вечера", забытых и до сих пор по достоинству не оцененных в истории нашей литературы, хотя он сумел здесь представить на суд публики образец и этого жанра - романтической прозы. <...> Наконец, с именем Ершова связано развитие русской национальной оперы: учитывая особенности русского фольклора, поэтику песенного и хорового народного творчества, будучи хорошо знаком с состоянием и наметившимися реформами оперного искусства в России своего времени, поэт создает несколько оперных либретто, в основу которых легли древнерусские предания, то, что могло вызвать живой интерес русского человека. <...> С Ершовым - добродушным, спокойным, мягким по характеру, не чуждым ленивой медлительности человеком происходило столько несчастий, выводивших его из творческого состояния, что невольно поражаешься обилию все же реализованных замыслов, диапазону художественных <...>
Автор_не_только_Конька-горбунка.pdf
В. П. Зверев Автор не только "Конька-горбунка" ---------------------------------------------------------------------------Ершов П. П. Стихотворения / Сост., автор вступ. ст. и примеч. В. П. Зверев. - М.: Сов. Россия, 1989. OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Сказка про Конька-горбунка известна во всем мире, как и имя ее автора - в русской литературе недостаточно Петра Павловича Ершова. В то же время мало кому он знаком как поэт-лирик. Однако для определения места Ершова рассуждений об этом писателе как об авторе только одного популярного произведения. Это сужало и искажало бы сущность его поэтического таланта. В предисловии к самому полному на сей день изданию сочинений писателя (в Большой серии "Библиотеки поэта") И. П. Лупанова подчеркнула, что это "не просто автор сказки, но замечательный русский сказочник", что "трагедия Ершова была трагедией таланта, не познавшего себя, своей подлинной природы, своего истинного характера". "Ершов, - утверждает исследовательница, - был рожден сказочником. Как был рожден сказочником его великий современник - Ганс Христиан Андерсен" {Цит. по: Ершов П. П. Конек-горбунок. Стихотворения. - Л., 1976. - С. 52, 26.}. Но значение Ершова в русской литературе не исчерпывается данным определением. Для Ершова как для истинно русского писателя были характерны широта и в то же время глубина дарования, поэтических интересов, удивительно требовательное отношение к своим произведениям и необыкновенная авторская застенчивость, скромность. Он не умел, да это было бы и не в его характере, пользоваться шумной славой "Конька-горбунка". Напротив, Ершов стеснялся этой славы и часто публиковал свои стихи, рассказы, драматургические произведения под псевдонимами. Может быть, поэтому - из-за необыкновенной совестливости и авторской скромности - незаслуженно затерялось имя славного поэта Петра Павловича Ершова в сутолоке литературной борьбы и жизни. Он был добродушным тружеником русского Парнаса, беззаветно и искренне служившим родной литературе. Ершов в своем творчестве не ограничивался ни жанром сказки, ни сказочными мотивами - почти одновременно с "Коньком-горбунком" из-под его пера выходит своеобразное лиро-эпическое произведение - "старинная быль" "Сибирский казак"; поэт написал много лирических стихотворений, эпиграмм, им был сочинен "драматический анекдот" "Суворов и станционный смотритель", появление которого в 1836 году в издании А. Ф. Смирдина укрепило славу молодого писателя. Кроме того, Ершов был автором цикла рассказов "Осенние вечера", забытых и до сих пор по достоинству не оцененных в истории нашей литературы, хотя он сумел здесь представить на суд публики образец и этого жанра - романтической прозы. Наконец, с именем Ершова связано развитие русской национальной оперы: учитывая особенности русского фольклора, поэтику песенного и хорового народного творчества, будучи хорошо знаком с состоянием и наметившимися реформами оперного искусства в России своего времени, поэт создает несколько оперных либретто, в основу которых легли древнерусские предания, то, что могло вызвать живой интерес русского человека. По своей натуре Ершов был необыкновенно чуток к самым тонким движениям души и поведению окружающих его людей, деликатен в отношениях со знакомыми и друзьями. Он умел проникать в глубинные тайны профессиональной психологии и художественного творчества, разгадывать и постигать суть произведений искусства различных жанров. Чтобы понять литературную судьбу Ершова, надо знать жизненный путь поэта. Жизнь постоянно расставляла препятствия, сбивала с так блестяще начатого пути, вызревавшие творческие планы рушились от превратностей судьбы, радости, и устанавливающееся на недолгое время спокойствие жизни обычно тут же сменялись тяжелыми потрясениями. С Ершовым - добродушным, спокойным, мягким по характеру, не чуждым ленивой медлительности человеком - происходило столько несчастий, выводивших его из творческого состояния, что невольно поражаешься обилию все же реализованных замыслов, диапазону художественных и жизненных интересов, совмещаемых с добросовестнейшим исполнением службы учителя, инспектора, а потом и директора гимназии...
Стр.1