Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611265)
Контекстум
0   0
Первый авторКох Антон Фридрих
Страниц13
ID435683
АннотацияСтатья знакомит читателя с эстетической концепцией Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера. Рассказывается о том, что его взгляды на прекрасное сформировались в процессе критического разбирательства с кантовской философией. Объясняется, в чем заключается чувственнообъективное толкование прекрасного.
Кох, А.Ф. ШИЛЛЕР И ПРЕКРАСНОЕ / А.Ф. Кох // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2016 .— №3 .— С. 85-97 .— URL: https://rucont.ru/efd/435683 (дата обращения: 07.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 ЭСТЕТИКА Антон Фридрих Кох* ШИЛЛЕР И ПРЕКРАСНОЕ** Статья знакомит читателя с эстетической концепцией Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера. <...> Рассказывается о том, что его взгляды на прекрасное сформировались в процессе критического разбирательства с кантовской философией. <...> Объективистское понимание локализует прекрасное в прекрасном предмете, субъективистское — в глазах (или духе) наблюдателя. <...> Тот, кто понимает прекрасное в эмпирическом ключе, схватывает его как чувственно воспринимаемое свойство объекта или как чувственно ощущаемое состояние субъекта (как, например, Эдмунд Бурке (E. <...> 83 теном (Baumgarten), Мендельсоном (Mendelssohn) и прочими перфекционистами» как совершенство объекта или же вслед за Кантом (Kant) — как состояние нечувственной способности познания субъекта. <...> Эта классификация теорий прекрасного сама по себе не особенно полезна, так как она несправедлива ни в отношении Канта, ни в отношении Баумгартена, но она показательна с точки зрения собственных планов Шиллера. <...> Рационалисты, такие как Вольф (Wolff) и Баумгарен, очевидно, развивали объективистски-рациональную теорию, согласно которой прекрасное есть неясно представленное совершенство объекта. <...> И наконец, Кант в «Критике способности суждения» дал субъективно-рациональный анализ прекрасного, согласно которому оно встречается у наблюдателя в a priori (т.е. рационально) фундированном чувстве. <...> Если это доказательство ошибочно, вкус всегда будет оставаться эмпирическим, как это считал неизбежным Кант. <...> Таким образом, для своей собственной теории Шиллер берет мерку с Канта, но делает это настолько запутанным путем, что становится необходимым сделать несколько замечаний относительно кантовской теории. <...> Итак, мы начинаем с кантовской теории эстетического суждения, его аналитики прекрасного. <...> В действительности суждение о прекрасном, по Канту, не является ни рациональным, ни эмпирическим. <...> Оно не является рациональным, так как прекрасное представляется <...>