Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611233)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №3 2016

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА В ФИЛОСОФИИ И КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКосилова
Страниц18
ID435680
АннотацияВ статье рассматривается возможность изучения с помощью когнитивной науки цельного субъекта. Под субъектом понимается свободно мыслящий и действующий человек. Под цельностью — единство его психической (душевной) жизни. Показывается, что для психики характерна цельность функционирования. Приводится критика аргументации Г.М. Райла и ставится вопрос об управляющем центре сознания. Сравнивается функционирование психики и сознания и предлагается определение сознания как такого состояния психики, когда нужно делать осознанный выбор. Указывается на основную проблему когнитивной науки — невозможность изучать свободный выбор и, следовательно, сознание. На примере понятий понимания и объяснения показывается, что свобода сознания изучается понимающими науками — феноменологией и герменевтикой. Рассматриваются также информационные процессы ментального кода и осмысления кодируемой информации. Вывод: изучать субъекта в его цельности можно только на междисциплинарной основе когнитивистики и феноменологии-герменевтики.
Косилова, Е.В. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА В ФИЛОСОФИИ И КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ / Е.В. Косилова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2016 .— №3 .— С. 39-56 .— URL: https://rucont.ru/efd/435680 (дата обращения: 04.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Косилова* ПРОБЛЕМА ЦЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА В ФИЛОСОФИИ И КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ** В статье рассматривается возможность изучения с помощью когнитивной науки цельного субъекта. <...> Приводится критика аргументации Г.М. Райла и ставится вопрос об управляющем центре сознания. <...> Указывается на основную проблему когнитивной науки — невозможность изучать свободный выбор и, следовательно, сознание. <...> На примере понятий понимания и объяснения показывается, что свобода сознания изучается понимающими науками — феноменологией и герменевтикой. <...> Рассматриваются также информационные процессы ментального кода и осмысления кодируемой информации. <...> Вывод: изучать субъекта в его цельности можно только на междисциплинарной основе когнитивистики и феноменологии-герменевтики. <...> Information processes of mental code are also investigated, as well as understanding the in* Косилова Елена Владимировна — кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Самая простая, обыденная житейская установка — это представление о субъекте как о цельном человеке. <...> Точнее говоря, житейская установка вообще направлена не на субъекта, а именно на человека. <...> . В любой такой общности житейский глаз видит отдельных людей. <...> Даже в житейской ситуации любой наблюдатель полагает у человека невидимое ему сознание, допускает, что человек может «выйти из себя» и наделать поступков, в которых потом раскается, понимает огромное воздействие на субъекта его социума, да и сложность и противоречивость человеческой души — не секрет для мудрого наблюдателя. <...> Это постулат 38 о том, что субъект состоит из двух различных субстанций — души и тела. <...> Тело в смысле цельности делимо на части, и это ясно, поскольку саму субстанцию тела Декарт называет «протяженной», а все протяженное делимо хотя бы по размеру. <...> В этой установке кроются неувязки, прежде всего проблема взаимопроникновения друг в друга различных субстанций, затем проблема <...>