Косилова* ПРОБЛЕМА ЦЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА В ФИЛОСОФИИ И КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ** В статье рассматривается возможность изучения с помощью когнитивной науки цельного субъекта. <...> Приводится критика аргументации Г.М. Райла и ставится вопрос об управляющем центре сознания. <...> Указывается на основную проблему когнитивной науки — невозможность изучать свободный выбор и, следовательно, сознание. <...> На примере понятий понимания и объяснения показывается, что свобода сознания изучается понимающими науками — феноменологией и герменевтикой. <...> Рассматриваются также информационные процессы ментального кода и осмысления кодируемой информации. <...> Вывод: изучать субъекта в его цельности можно только на междисциплинарной основе когнитивистики и феноменологии-герменевтики. <...> Information processes of mental code are also investigated, as well as understanding the in* Косилова Елена Владимировна — кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Самая простая, обыденная житейская установка — это представление о субъекте как о цельном человеке. <...> Точнее говоря, житейская установка вообще направлена не на субъекта, а именно на человека. <...> . В любой такой общности житейский глаз видит отдельных людей. <...> Даже в житейской ситуации любой наблюдатель полагает у человека невидимое ему сознание, допускает, что человек может «выйти из себя» и наделать поступков, в которых потом раскается, понимает огромное воздействие на субъекта его социума, да и сложность и противоречивость человеческой души — не секрет для мудрого наблюдателя. <...> Это постулат 38 о том, что субъект состоит из двух различных субстанций — души и тела. <...> Тело в смысле цельности делимо на части, и это ясно, поскольку саму субстанцию тела Декарт называет «протяженной», а все протяженное делимо хотя бы по размеру. <...> В этой установке кроются неувязки, прежде всего проблема взаимопроникновения друг в друга различных субстанций, затем проблема <...>