Публицистика Александр МЕЛИХОВ ЛИБЕРАЛИЗМ БЕЗДОМНЫХ И ЛИБЕРАЛИЗМ ДОМОВЛАДЕЛЬЦЕВ Когда в начале девяностых в своем романе «Исповедь еврея» я вложил в уста героя-полукровки эпатирующую формулу «нацию создает общий запас воодушевляющего вранья», это и мне представлялось сильным ударом: ведь на лжи ничего хорошего основано быть не может! <...> ) Но уже и тогда я подвел своего униженного и оскорбленного героя к пониманию, что сокрытым двигателем его гимнов отщепенчеству было вовсе не презрение к народному единству, но зависть к нему. <...> Увы, не мимолетному и бессильному презирать могучее и долговечное, а потому индивидуализм, либерализм часто оказываются последним прибежищем завистника. <...> Только идентифицируясь с какой-то социальной группой, мы обретаем иллюзию собственной силы и долговечности, — если только сама эта группа сильна, а главное — долговечна, ибо лишь долговечность может породить иллюзию бессмертия — главнейшей из человеческих грез (а только они и могут нас утешать и воодушевлять). <...> Однако никакая социальная группа не бывает такой долговечной, как нация, и уж тем более ни одна из них далеко не обладает столь пышной родословной, какие каждый народ сочиняет для самовозвеличивания в минуты исторического подъема и в особенности упадка. <...> После полураспада традиционных религий национальная принадлежность сделалась едва ли не единственным суррогатом бессмертия, — и это главное, что дает человеку патриотизм, что заставляет его защищать свой национальный дом — свою экзистенциальную крышу. <...> Но по этой же причине и национальные унижения переживаются мучительнее прочих: ничто не ранит так глубоко, как оплевывание едва ли не единственного дома, где человек может хоть отчасти укрыться от ощущения собственной мизерности и бессилия в мироздании. <...> А поскольку бездомному было бы совсем мучительно признаться в зависти к обитателям хоть и плохонького, но собственного дома, то либерализм в его вульгарно-материалистическом <...>